Молитва прп. Ефрема Сирина

  • Печать

прп. Ефрем Сирин

МОЛИТВА ПРП. ЕФРЕМА СИРИНА

Любовь – это цель.
Борьба со страстями – это путь.
Молитва – это движущая сила.

Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, И не осуждати брата моего Яко благословен еси во веки веков. Аминь.

В переводе на русский язык:
Господи и Владыка жизни моей, дух лени, безнадежности, властолюбия и пустословия не дай мне. Дух же чистоты, смирения, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему. О Господи и Царь, даруй мне видеть мои грехи и не осуждать брата моего, ибо Ты достоин прославления во веки веков. Аминь.

Удивительно, что эта краткая молитва содержит в себе все христианское учение о спасении. Борьба с грехом, утверждение в добре и борьба с возникающей при этом гордостью – вот самое краткое учение о спасении.
В молитве легко различаются три части:
- борьба с грехом и своими страстями;
- возделывание в душе христианских добродетелей, изображенных в виде лестницы к царице добродетелей - любви;
- борьба с тщеславием, которое возникает в любом человеке после некоторых успехов в духовной жизни.

Всмотримся и вдумаемся в каждое слово, входящее в молитву, чтобы глубже вникнуть в ее сокровенный смысл.

ПРАЗДНОСТЬ – лень ко всякому доброму делу. Господь через Священное Писание предупреждает: «Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод» (Прит.19:15). Святитель Тихон Задонский, обличая этот грех, пишет: «Праздность, или удаление от трудов, или леность, есть сама собой грех, ибо противна заповеди Божьей, которая велит нам в поте лица нашего есть хлеб наш. Праздность есть яд, умерщвляющий душу». Побеждается праздность добродетелью трудолюбия.

УНЫНИЕ – мрачное, подавленное состояние духа, гнетущая скука, тоска, оставление надежды на Бога, ропот. Русская народная пословица гласит: «Тот не унывает, кто на Бога уповает». Уныние побеждается славословием и благодарением Бога: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего» (Пс.41:6). Средства для борьбы с унынием предлагает преп. Амвросий Оптинский: «Скука унынию внука, а лени дочь. Чтоб отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет и усердие придет. А если к сему терпение и смирение прибавишь, то от многих бед себя избавишь».

ЛЮБОНАЧАЛИЕ – властолюбие, любовь к начальствованию над другими людьми. Иисус Христос сказал удивительные слова: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк.10:45). Из этого евангельского текста мы понимаем, что какую бы ступень не занимал человек в обществе или в Церкви, его главное дело – служить ближним.

ПРАЗДНОСЛОВИЕ – пустословие, шутки, сплетни, пересуды. Священное Писание предполагает очень высокую степень ответственности человека за те слова, которые он говорит: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф.12:36). Преподобный Ефрем Сирин по этому поводу поясняет: «Плохой отзыв о другом – праздное слово».

ЦЕЛОМУДРИЕ – уклонение от всякого рода греховных впечатлений, блудных мечтаний и бесед, чтения бесстыдной литературы и т.п. Начало целомудрия – чистота. Начало чистоты – воздержание, а высшее состояние чистоты – непорочность и святость. Преподобный Ефрем Сирин показывает, как достичь этой добродетели: «Чистота гнушается роскошью, негою, изысканным убранством одежд. Чистота – ненавистница дорогих яств, бегающая пьянства. Чистота – узда для очей, она изводит все тело из тьмы в свет. Чистота порабощает плоть, проникает взором в небесное. Чистота – родоначальница любви».

СМИРЕННОМУДРИЕ – сознание своего несовершенства и недостоинства перед Богом и другими людьми. Священное Писание свидетельствует: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6).
Святитель Григорий Синаит говорит, что научиться смиренномудрию можно через: молчание, смиренное о себе думание, смиренное говорение, смиренное одеяние, самоуничижение, сокрушение, поставление себя последним во всем. А по мере упражнения в смиренномудрии душа приобретает смирение – ключевую христианскую добродетель в деле спасения.

ТЕРПЕНИЕ – благодушное перенесение скорбей: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лук.21:19). Свт.Тихон Задонский пишет: «Терпение – добродетель, во всякой неприятности, печали, скорби предается воле Божьей и готова все выстрадать, чем согрешить перед Богом».
Один из важнейших способов приобретения терпения – труд.

ЛЮБОВЬ – о том, каковы признаки настоящей любви апостол Павел говорит: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор.13:4-7).
Древний патерик повествует об одном христианине, который был предан своей рабой на мучение. Перед смертью, увидев рабу, предавшую его, он дал ей золотой перстень, говоря: “Благодарю тебя, что была ты для меня виновницей стольких благ”.

ВИДЕНИЕ СВОИХ ГРЕХОВ. Свят. Игнатий Брянчанинов пишет: «Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином».
Увидеть свои грехи можно, соблюдая три правила:
1) возненавидеть грех, насильно отторгнув от него ум, сердце и тело;
2) тщательно исполнять заповеди Божии;
3) отказаться от осуждения ближних.

ОСУЖДЕНИЕ – признание кого-либо виновным в грехе, вынесение приговора, предвосхищение Божьего суда: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, а бревна в твоем глазу не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «Дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот в твоем глазу бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Матф.7:1-5).

Святой Авва Дорофей в своих поучениях пишет: «Господь уподобил грех ближнего - сучку, а осуждение - бревну. Так-то тяжело осуждение, превосходящее всякий грех».

+++

Молитва Ефрема Сирина присоединяется к утренним и вечерним молитвам в течение Великого поста и совершается с тремя земными поклонами.
Зная эту молитву, на пути духовного восхождения мы всегда будем иметь в памяти христианское учение о спасении: борьбу с грехом, совершенствование в добродетелях и опасность превозношения.