Колыбель Империи

Паломнической поездка в Костромскую епархию, 6-7 февраля 2016 года

Паломническая поездка в Костромскую епархию

Из очередной двухдневной (6-7 февраля) паломнической поездки в Костромскую епархию вернулась группа из 52 человек, собранных из числа прихожан храма Живоначальной Троицы в Чертанове и преподавателей ОПК школ района Чертаново Центральное.

Большинство паломников впервые оказались в заповедных краях, связанных с драматичным периодом российской истории, когда из костромских лесов пришло спасение страны, охваченной пламенем затяжной смуты. Село Домнино Костромской губернии – центр родового владения, которое досталось по наследству от родителей Ксении Ивановне Шестовой (в монашестве – великая старица Марфа), матери Михаила Федоровича Романова, позднее перешедшего в собственность Дома Романовых в качестве приданого.

В конце осени – начале зимы 1612 года старица Марфа и Михаил Федорович покинули охваченную мятежом и пожарами Москву, укрывшись сначала в своей вотчине, а затем под Костромой в Ипатьевском монастыре.

Земский собор 6 января 1613 года избрал Михаила Федоровича Романова на царство.

13 марта под Кострому прибыло Великое Московское посольство, которое шесть часов упрашивало и умоляло инокиню Марфу и Михаила Федоровича дать своё согласие принять выбор народа. Помолившись Богу и получив благословение, родоначальник новой царской династии отправился навстречу мономахову венцу...

Однако первый пункт нашего паломнического путешествия – мало кому известный, хотя и насчитывающий 800 лет, город Нерехта, бывший долгое время центром производства легендарного русского льна, и поля, усеянные голубыми цветочками, когда-то окружали поселение со всех сторон.

Паломническая поездка в Костромскую епархию

Учениками и сотаинниками преподобного Сергия Радонежского в этих местах было основано множество монастырей, воспитавших за столетия веру и верность в окрестных жителях. Не заросли тропы для ищущих спасения и по сей день. Ранним утром субботнего дня мы достигли Пахомиево-Нерехтского монастыря в предместье Нерехты, которое носит название «Троица» - по главному храму обители, где все приходящие поклоняются просиявшему в лике святых преподобному Пахомию (+1384).

Так же, как преподобный Сергий, старец Пахомий избрал пустынножительство по благословению святителя Алексия, его трудами и молитвами воздвигнутый Троицкий монастырь – ровесник Сергиевой Лавры.

В XVII веке на средства Царской Семьи началось каменное строительство в обители, и за прошедшее время под одной крышей оказались объединены сразу три храма – в честь Пресвятой Троицы, Покрова Божией Матери и прп. Пахомия. После литургии мы три раза, как требует обычай, поднялись и спустились по длинной лесенке с горки к источнику Преподобного, чтобы зачерпнуть в скованном льдом колодце живой воды, богатой железом и солями.

Самым молодым паломникам задача показалась слишком простой, и они бросились на подъём по целине, утопая по колено в снегу…пока мама не видит!

Паломническая поездка в Костромскую епархию

В пушистых снегах нежится сейчас, как на перинах, вся Россия, и её природная красота ещё виднее на белом фоне, скрывшем все несовершенства. Ещё ярче лазурные маковки сельских церквей, пламеннее горят резные чешуйки ярославской работы!

Поздно бросились сохранять и спасать свои сокровища русские люди, но и эти крохи бесценны… В одном зале местного краеведческого музея поместились осколки купеческого быта, собранные по сусекам, – в память льнозаводчика К.А.Брюханова, построившего бесплатную больницу для своих рабочих. Добротный ансамбль в стиле модерн дожил до наших дней.

Во втором зале под задорной вывеской «Было в нашей Нерехте мастеров немерено» скромно приютились несколько крестьянских рубах и рушников, вышитых крестиком… Где же всё остальное? Там же, где родительские древние иконы, храмы и погосты Мологи, Калязинско-Троицкий монастырь и Сухарева башня...

Но как-то не верится, что начисто перевелись в России искусные гончары и кузнецы, строители, ткачи и белошвейки, способные создавать шедевры, не дожидаясь «замещения» турецкого ширпотреба китайским (при всём уважении к «китайским товарищам»).

В ХХ веке Нерехта всё-таки не подвела и не опозорила своей чести – благодаря свершившему подвиг мученичества настоятелю Троицкого храма о. Василию Разумову, четырнадцати Героям Советского Союза, из 12 000 жителей городка, ушедших на Великую войну. Дважды Герою маршалу авиации А.А. Новикову стоит памятник в городском сквере.

...Но нам пора спешить! На пути в Кострому находится Тетеренский монастырь, где 10 лет назад по промыслу Божию оказался венец, пребывавший в Киево-Печерской Лавре на мощах вмч. Варвары с ХII или XIII века. Пропев молебен святой, вместе с настоятелем храма Живоначальной Троицы прот. Константином Сопельниковым и совершающим служение в обители иером. Ипатием, паломники сподобились принять святыню на свою главу, для просвещения ума и оставления суетных помыслов!

Паломническая поездка в Костромскую епархию

Свято-Успенская обитель в селе Тетеринском красуется и архитектурой, и святыми реликвиями, особенно почитается здесь чудом явленная Боголюбская икона Пресвятой Богородицы. Матерь Божия хранит своих чад от мора и губительства, видя немощь немногочисленных матушек, Сама бережёт первозданную яркость и целость необыкновенных росписей на темы Ветхого и Нового Завета, покрывающих стены храма снизу доверху.

Прямо в центре купола наблюдает за порядком внизу сотворённая в пятый день рыба-пила. Невиданное паникадило со свечами(!) опускается и поднимается при помощи хитроумного механизма – как же, наверно, таинственно святочными вечерами бросает оно свои отсветы на резные грозди иконостаса, покрытые тонкой позолотой...

Выходя из храма, вдруг сталкиваемся с ещё одним богомольцем – им оказывается не кто иной, как правнук священномученика Василия Разумова!

Ещё одно свидетельство того, что история – это не гербарий с засушенными страницами, а живое древо, приносящее плоды по роду его.

...В воскресенье 7 февраля Церковь празднует память новомучеников и исповедников Российских, и глубоко символично, что в такой день пришлось поклониться Господу и Его верным чадам на месте, особенно почитаемом патриотами России как родина последней царской династии Романовых.

Паломническая поездка в Костромскую епархию

На всенощное бдение группа прибыла в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь Костромы.

Поклонившись святыням, мы молились в единственной в нашей стране церкви, освящённой в честь мучеников Хрисанфа и Дарии. Откуда это особое почтение римским христианам, чьё благочестие и целомудрие обратило множество сограждан ко Христу, отвратив от языческой нечистоты? Оказывается, именно в день памяти юных супругов-девственников такой же юный избранник народа Михаил Романов, принеся у чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу, отправился в опасный путь, на Москву...

...Когда монастырский хор грянул, покачнув своды, - «Русь святая! Храни веру православную!» - не одно сердце метнулось ввысь в едином порыве припасть к подножию Престола Вседержителя и молить Его о милости к народу, раздираемому внутренним хаосом, обольщаемому внешними силами, не знающему как следует основ своей веры, но готовому умереть за неё!

Обходя романовские палаты в монастыре, удивляешься скромности царских келий, непритязательности быта, который только и возможен в этих условиях. Видно, что здесь молились, а не принимали поклонение. Несколько гравюр, золотое узорочье годуновского шитья... Многие из Самодержцев Дома Романовых предпочли бы монашескую мантию царской...

Священная Феодоровская икона Божией Матери ныне хранится в Богоявленско- Анастасиином монастыре Костромы, куда мы направились воскресным утром. Кроме чудотворной иконы здесь находится и множество мощей святых, начиная с апостольского века, а также другие реликвии.

Посещение монастыря свелось к литургии в храме Богоявления, на территории мало что сохранилось, кроме двух корпусов келий, которые используются в настоящее время для нужд Костромской епархии.

Паломническая поездка в Костромскую епархию

Два часа зимней дороги по глухим сусанинским лесам – и наши паломники достигли маленького городка Буй, в окрестностях которого идёт восстановление силами совсем небольших общин двух монастырей – мужского Иаково-Железноборовского и женского Макариево-Писемского. Преподобный Иаков (+1442) основал монашескую обитель по благословению преподобного Сергия Радонежского. Мощи святого не сохранились в перипетиях смутных времён, но его присутствие и молитвенное предстательство ободряет малочисленную братию, поддерживающую на сем месте огонёк в очаге духовной жизни.

Мощи не сохранились, но лежат возле иконы вериги, которые носил святой. Каждому предоставляется возможность хотя бы мысленно примерить на себя обжигающий холодом древний металл и перестать, наконец, печалиться о тяжести своего креста.

Монастырь жгли поляки, разоряли безбожники, годами преследуя всех тех, кто стремился жить рядом со святыней. Но нет такой силы, которая пересилила бы русскую силу...

Ещё один постриженик преподобного Сергия обосновался на реке Письме. Названный Макарием в постриге по имени египетского пустынника Макария Великого подвижник был в дружбе с другим Сергиевым учеником - преподобным Павлом Обнорским. Так и провели в совместных молитвах святые Макарий и Павел почти 20 лет.

Около 1389 года они расстались; преподобный Павел ушел на реку Обнору (приток реки Костромы), где основал Троицкий Павло-Обнорский монастырь.

Паломническая поездка в Костромскую епархию

А речка Письма стала Иордан-рекой для старца Макария, возвышенность, где поднялась деревянная церковь Спасо-Преображения – горой Фавор. В советское время этот небольшой погост оставался единственным местом Костромской земли, где в действующем храме сохранялись мощи святого угодника Божия, доступные для поклонения.

...В обеих обителях московской группе был оказан самый тёплый приём. Жаль только, что снежная русская зима внесла, как это часто в истории случалось, свои коррективы и сделала недоступными некоторые святыни, скрыв их за завесой тумана и непроходимых снегов...

Вероятно, это залог того, что кто-то из паломников пожелает вернуться сюда ещё не раз, чтобы преподать наглядный урок истории России своим детям и внукам. Чтобы помнили, чьи они и откуда.

 

Пожертвование

Воскресная школа Светоч

проводит набор учащихся
на 2016-2017 уч.год

8 (963) 770-75-80

Подробнее...

Семейный центр
духовно-эстетического развития

Семейный центр духовно-эстетического развития Светоч

проводит набор учащихся
на 2016-2017 уч.год

8 (963) 770-75-79
8 (963) 770-75-80

Подробнее...

Огласительные беседы

В нашем храме
проводятся:

Исповедальные беседы духовенством
во время исповеди

Огласительные беседы катехизаторами
каждую среду и воскресенье
после вечернего Богослужения
с 18:30 до 19:30

Поступление в
Николо-Угрешскую
семинарию

Поступление в Николо-Угрешскую семинарию
Поступление в Николо-Угрешскую семинарию