Лествица восхождения

  • Печать

прп.Иоанн Лествичник

В четвёртую неделю Великого Поста церковь прославляет преподобного Иоанна Лествичника – автора сочинения, которое смело можно назвать учебником духовной жизни. «Лествица» была известна на Руси уже во времена Владимира Мономаха. Не расставался с ней Н.В.Гоголь,  Ф. М. Достоевский также находился под сильным духовным влиянием «Лествицы», которая была подарена ему оптинским старцем Амвросием.  

Святой Иоанн родился, вероятнее всего, в Константинополе в VI в. в «книжной» семье, поскольку из его жития известно, что он преуспел во внешней мудрости – притом, что уже в 16 лет юноша оставляет мир и взыскует премудрости духовной.  

Избрав для себя «средний путь» монашеского делания - путь послушания, Иоанн вверился духовному руководству аввы Мартирия, а по смерти Мартирия стал подвизаться в уединении в долине Фола у подножия горы Синай в 5 «знаках» (около 8 км) от главного храма Синайского монастыря - на краю долины Святых Бессребреников. Помимо молитвенных трудов, днём он обрабатывал огород, а по вечерам и ночью сочинял книги - это упражнение служило ему действенным средством против уныния.

За исключением путешествия в Египет, где преподобному Иоанну удалось посетить пустыню Скит и Тавеннисийский монастырь, он провёл всю жизнь в подвиге безмолвия в Синайской пустыне - в гранитной пещере (в настоящее время возле неё расположен храм во имя Иоанна Лествичника).

После 40-летнего отшельничества Иоанн против его воли был поставлен игуменом горы Синай - точнее, игуменом монастыря Неопалимой Купины, который позднее стал монастырём святой великомученицы Екатерины. Незадолго до смерти Иоанн назначил себе преемника, а сам стал снова подвизаться в безмолвии на прежнем месте, где и скончался.

Жизнь преподобного Иоанна была долгой и благодатной. По просьбе преподобного  Иоанна Раифского, игумена Раифского монастыря, располагавшегося в 30 км от Синая на берегу Суэцкого залива, Иоанн описал для назидания Раифской братии свой опыт Богообщения в 30 словах «Лествицы Божественного восхождения».

Сочинение известно также под названием «Лествица рая» (Scala Paradisi). Название «Лествица» Преподобный объясняет в эпилоге, где восхождение по «умопостигаемой лествице» понимается как возрастание «в меру возраста исполнения Христова», а 30 ступеней (слов) соответствуют возрасту Христа, вышедшего на проповедь на Иордане.

Образ лестницы применительно к духовной жизни указывает, с одной стороны, на необходимость духовного совершенствования и восхождения к Богу, с другой - на постепенность в этом движении.

Один из наиболее ярких образов, заимствованных из Писания - видение лестницы Иакову, на которое неоднократно ссылается преподобный Иоанн.

«Лествица» написана лёгким, афористичным языком. В текст её вошло более  60 народных пословиц и поговорок. Автор приводит множество историй - поучительных примеров восхождения и падения, свидетелем коих он был сам. В конце каждой «ступени» приводится стихотворное резюме, местами и сам текст излагается ритмически.

Благодаря этому стилистическому богатству книга стала излюбленным чтением не только монахов. Хотя «Лествица» и была изначально им адресована, и многие её положения (об отречении от мира, о бесстрастии, о странничестве, о послушании) недоступны нашему суетному разуму, законы духовной жизни одинаковы для всех.

Если бы представилась возможность вывести индекс цитирования христианскими проповедниками последующих веков, «Лествица» оказалась  бы среди наиболее популярных святоотеческих творений.

Учение Иоанна Лествичника положило основание целым богословским школам; святитель Григорий Палама называет Иоанна автором определения исихаста (ἡσυχαστὴς)  - того, кто «стремится ограничить своё бесплотное бытие в своём телесном доме».

Об оскудении нашего времени учителями духовной жизни писал ещё святитель Игнатий Брянчанинов, поскольку учить без ущерба может только тот, кто сам опытно, а не в теории, прошёл все ступени духовного роста. Видел бы епископ Игнатий, до чего дошло в своём «развитии» «постхристианское» общество через сотню лет!.. «Ешь, пей, веселись, душа!...» Только какое-то нерадостное веселье получается.

Как точно попадает в цель автор «Лествицы», утверждавший, что хотя боязнь смерти – дело естественное для падшего человечества, но трепет при мысли о смерти говорит о нераскаянности в грехах. Мы видим повсеместно одну и ту же картину, когда человек отказывается даже от всякого напоминания об исходе из этой жизни. Хотя из всех истин эта - самая неоспоримая.

Мечтания атеистов во всём мире полны идей бессмертия на земле, поиском «лекарства от смерти», «эликсира вечной молодости» - будто смерть можно обмануть и как-то отвертеться. Душа, омрачённая грехами, не ждёт ничего хорошего от встречи с Судиёй.

Каким безумием кажется миру, погрязшему в сутяжничестве и взаимных обвинениях в реальных или мнимых оскорблениях, мысль Преподобного о том, что всякий, кто стремится к Богу, считает потерянным для себя день, в который его никто не укорял.

Среди крика и шума общественных баталий разве кто-нибудь  расслышит поучение святого: «кто в беседе упорно желает настоять на своём мнении, хотя бы оно было и справедливо (курсив наш-ред.), тот да знает, что он одержим дьявольским недугом»? А если он так же «обращается с бОльшими себя и мудрейшими, то этот недуг от людей неисцелим». Братья и сестры! Читайте «Лествицу» прежде, чем выходите на Интернет-форумы!

Ещё одна болезнь нашего времени – злословие, которое Лествичник называет тонким недугом, поскольку внешне оно кажется безопасным и незначительным для души, однако последствия его тягостны. Преподобный сравнивает этот порок с незаметно присосавшейся пиявкой, «которая высасывает и поглощает кровь любви». Так же как и с памятозлобием, со злословием несовместимо истинное покаяние: «Огонь так чужд воде, как и судить - желающему каяться».

Покаяние, происходящее от памяти смертной и сопровождаемое плачем – не физическим потоком слёз, а сокрушением сердца – Иоанн определяет как ежедневное «возобновление крещения» и «примирение с Господом».

Цель покаянного труда – борьба со страстями. Страсти - это природные импульсы души, искажённые недолжным поведением человека. Как привыкли мы оправдывать страсть гневливости своей «нервностью», а паче того «вредностью»  окружающих! А Лествичник называет раздражительность «безобразием души», выдающим «великое возношение».

Из наиболее опасных следствий страстной необузданности языка Иоанн называет ложь, которую он относит к тяжким грехам, поскольку она свидетельствует о скрытом в сердце лукавстве и лицемерии.

Ложью человек связывается тщеславием и превозношением; она увлекает человека от безобидных с виду поступков, таких как увеселение окружающих, к злодеяниям. Изгоняется ложь страхом Божиим и чутким вниманием к голосу совести: «Кто приобрел страх Господень, тот устранился от лжи, имея в себе неподкупного судию - свою собственную совесть».

А коли совесть спит? Для таких у Лествичника «слово жестоко» - «истязаниями властителей прогоняется ложь; множество же слёз её совершенно погубляет».

Время Поста заставляет обратить особенное  внимание  на  четырнадцатое слово, которое Иоанн озаглавил пространно и поэтично, с оттенком иронии: «О любезном для всех и лукавом владыке, чреве».

На тучных полях чревоугодия произрастают многие ядовитые сорняки – первый среди них блуд, да и прочие не лучше – ожесточение сердца, лень, болтливость, дерзость, смехотворство, кощунство, самохвальство, наглость…

Хотя полностью искоренить чревоугодие, по мысли Иоанна, человек не в состоянии, воздержание в пище - одно из наиболее действенных средств для погашения нечистого огня. Невозможно победить сладострастие, если прежде не уничтожить его родительницу: «...кто угождает чреву своему и намерен победить дух блуда, тот подобен старающемуся победить пожар маслом».

Прославляя пост, Иоанн Лествичник, однако, выступает с резкой критикой суждения Евагрия Понтийского о том, что основное средство борьбы с чревоугодием - это пост на хлебе и воде. Преподобный  говорит о благоразумной осторожности, которую следует проявлять по отношению к хитрому чреву: «...давай чреву твоему пищу достаточную и удобоваримую, чтобы насыщением отделываться от его ненасытной алчности».

В тексте «Лествицы» встречаются тонкие психологические наблюдения, которые показывают, как необходимо трезвение в духовной жизни. И как мало мы об этом задумываемся. Часто мы впадаем в иллюзии, принимая душевное за духовное - по одному только внешнему впечатлению. Например, как вам нравится такое утверждение -  «склонные к сладострастию часто бывают сострадательны и милостивы, скоры на слёзы и ласковы; но пекущиеся о чистоте не бывают таковы».

Если к этому прибавить ещё и тщеславие, по мнению Иоанна, превозмогающее все страсти, которое порой  побуждает к поступкам по внешности добрым – то впору возопить вслед за апостолом: «Господи! Кто же может спастись?!»

В утешение Лествичник обещает небесные венцы подвизающимся с упованием на помощь Божию, воюющим против своего страстного естества, каковых венцов не увидят кроткие, спокойные и безгневные «по естеству».

Время вспомнить, наконец, предупреждение Иоанна Лествичника – «плачущий не богословствует»! А нам всем сейчас плач несравненно полезнее. Будем «бороться и посмеиваться своей мудрости» (И.Л.), тако да обрящем спасение. Аминь.