Во успении мира не оставила еси, Богородице

  • Печать

Успенская ПлащаницаПРАЗДНИК  есть совершение добрых дел, благочестие души и строгость жизни.

Святитель Иоанн Златоуст

 

Пресвятая Богородица мирно отошла в вечность в третьей четверти первого столетия. Под конец Своего земного пути Она очень тосковала по Сыну, много молилась на Его гробе. Во время одной из таких молитв перед Девой предстал архангел Гавриил с известием о скорой встрече Её с возлюбленным Сыном.

Пресвятая Дева давно ждала этой вести. Она была готова. Отведённые Ей три дня Она использовала для того, чтобы проститься и благословить  всех дорогих Её сердцу людей. Молила Господа послать к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом.

Трёх дней было слишком мало, и Богородица обратилась к Сыну с просьбой о чуде. Просто попросила — смиренно и кротко, как делала это всегда. Сын внял материнской молитве. Во все края, где находились апостолы, согласно «Слову Иоанна Богослова», Он послал ангелов, которые перенесли их в Иерусалим к дому Пречистой. Причём апостолы Андрей, Филипп, Лука и Симон Фаддей были пробуждены из гробов! С домонгольских времён на Руси был распространён образ «облачного» Успения, который живописует этот неповторимый полёт!

Икона Успение Пресвятой БогородицыИ вот настал день прощания. Вокруг одра Матери-Девы собрались самые близкие. Кроме апостолов, мы видим на иконе в святительских одеждах Дионисия Ареопагита, Иерофея, Тимофея Ефесского и Иакова, брата Господня, по преданию, присутствовавших при успении Богоматери.

Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы. Потрясённые свидетели увидели, как сам Христос в окружении небесных сил приблизился к Своей Матери. Её душа отделилась от тела и была восхищена на небо Спасителем. А на одре осталось тело, светившееся благодатью. Казалось, будто Богородица не умерла, а мирно спит. Согласно преданию, к этому времени Деве Марии исполнилось 72 года.

Продолжая оплакивать разлуку, апостолы приступили к погребению Её пречистого тела. Святой Иоанн Богослов шёл впереди, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию, к семейной гробнице, где были уже погребены праведные Иоаким и Анна и Иосиф.

На пути случилось замешательство. Иудейский священник Аффония, пылая ненавистью к Матери Иисуса Назорея, хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсёк его руки, которые прикоснулись к гробу. Поражённый ужасом, Аффония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к процессии, а в дальнейшем и к Христовой Церкви.

Икона Успение Пресвятой БогородицыПо промыслу Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении. Только на третий день он прибыл в Гефсиманию и пал ниц пред гробовой пещерой. Апостолы из жалости к нему  решились открыть пещеру и доставить ему утешение - поклониться святым останкам Приснодевы. Открыв гроб, они нашли в нём одни лишь погребальные пелены. Согласно одному из сказаний об Успении, Фома появился в Гефсимании в тот момент, когда Богоматерь уже возносилась на небо, и получил пояс из Её рук (мы с вами именно  к нему прикладывались в Храме Христа Спасителя!) Присоединившись к остальным апостолам, он засвидетельствовал о Её вознесении на небо.

В повествовании о жизни и успении Пресвятой Девы нам приходится опираться в основном на Священное Предание Церкви, обладающее неоспоримым авторитетом, поскольку, в свою очередь, основывается на свидетельстве очевидцев и непосредственных участников описываемых событий.  В I веке о Её Успении писал священномученик Дионисий Ареопагит, оставивший на радость и утешение современным иконописцам  исключительно подробное описание внешнего облика Пречистой.

Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на небо сохранилось в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский.

Особенным благоуханием наполнено торжество, происходящее в эти дни в Святой Земле. «О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает..." - здесь, в Гефсимании, у гроба Самой Пречистой, эти слова пронзают своим первоначальным смыслом и печаль растворяется радостью: "Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость!"

настоятель Гефсиманского храмаЗа три дня до праздника, в память явления Богородице архангела Гавриила, в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского храма совершает Божественную литургию. По окончании литургии в 4 часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед святой плащаницей, возлагает её на руки и торжественно несет до гробницы Матери Божией. Все члены Русской Духовной Миссии в Иерусалиме во главе с начальником Миссии ежегодно участвуют в перенесении святой плащаницы (так называемой литании).

В самый канун Успения множество народа во главе с архиереями и клириками отправляются от Иерусалимской Патриархии (возле Храма Воскресения Христова) в путь по узким улочкам Святого Града в Гефсиманию.

В первых рядах шествия несут икону Успения Пресвятой Богородицы. По дороге икону встречают богомольцы, они прикладываются сами и подносят детей разных возрастов. За духовенством в два ряда шествуют монахи и монахини Святого Града: греки, румыны, арабы, наши соотечественники. Шествие продолжительностью около двух часов завершает параклис в Гефсиманском храме, перед святой плащаницей.

…Композицию иконы Успения можно мысленно разделить горизонтальной линией на две смысловые части. В нижней присутствует тело Божией Матери на смертном ложе, окруженное скорбящими апостолами. В верхней - Христос с душой Своей Пречистой Матери на руках, окружённый торжествующими ангелами. Внизу – земная скорбь, вверху – радость будущего века. Восходя на небо, Богородица обещала опечаленным апостолам не оставлять их до скончания дней. И не найдётся среди нас никого, кто не испытал бы в своей маленькой судьбе спасительного вмешательства Её благодати и хотя бы раз в жизни не воскликнул бы на краю пропасти, уже готовой было поглотить нас: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою!..»