О Великом посте

Великий ПостВот и подошло время поста, время покаяния. В чём же великое его значение для христиан, так что и сам Пост назван Великим? Прежде всего, это та самая десятина лета Господня, которую мы приносим Богу в жертву.

Жертва Богу — дух сокрушенный (Пс. 50, 19). Суть поста состоит не столько в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или развлечений, и даже от насущных дел (как понимают жертву католики, иудеи и язычники), а в том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога. В этом смысле и говорит преподобный Исаия Отшельник: «Душевный пост состоит в отвержении попечений». Пост — это время служения Богу молитвой и покаянием.

Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти — просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом. По словам святителя Василия Великого, пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий». Для такой покаянной молитвы пост — самое благодатное время.

«Воздерживаясь от страстей во время поста, насколько у нас хватает сил, мы будем иметь полезный телесный пост, — поучает преподобный Иоанн Кассиан. — Утруждение плоти, соединённое с сокрушением духа, составит приятную жертву Богу и достойную обитель святости». И действительно, «можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни? — ставит риторический вопрос святитель Игнатий (Брянчанинов), — будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?»

Сам Господь наш Иисус Христос сорок дней постился в пустыне, откуда возвратился в силе духа (Лк. 4, 14), одолев все искушения врага. «Пост есть оружие, уготованное Богом, — пишет преподобный Исаак Сирин. — Если постился Сам Законоположник, то как же не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон?.. До поста род человеческий не знал победы, и диавол никогда не испытывал поражений... Господь наш был вождём и первенцем этой победы... И как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своём в пустыне Спасителем, и силы его сокрушаются».

«Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединён с ним и пост душевный, — говорит преподобный Иоанн Кассиан. — Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища её, хотя вовсе не лёгкая… Тщеславие — пища её, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание».

Организация нашей духовно-молитвенной жизни в Великий пост тем и отличается, что предполагает (как в церковном уставе, так и в нашем келейном правиле) бОльшую меру нашей ответственности. Если в прочее время мы, бывает, потакаем себе, снисходим к себе, говорим, что мы устаём, что мы много работаем или что у нас домашние попечения, сокращаем молитвенное правило, не доходим до всенощной под воскресный день, пораньше уходим с богослужения, — у каждого наберутся такого рода саможаления, — то Великий Пост следует начать с того, что все эти попущения, проистекающие из саможаления, пресечь.

Для тех, кто имеет такую возможность и молитвенное усердие, хорошо прочитывать дома в свободное время — вместе с утренними или вечерними молитвами или отдельно от них, — каноны из Триоди Постной или другие каноны и молитвы.

Очень важно в Великий Пост бывать не только на субботних, воскресных, но и обязательно — на будничных богослужениях, потому что особенности богослужебного строя Великого Поста познаются только на будничных службах.

На будничной службе нам открывается как бы весь строй великопостной службы. Многократные повторения молитвы Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего», умилительное пение тропарей первого, третьего, шестого и девятого часов с земными поклонами. Наконец, сама литургия Преждеосвященных даров вместе с её умилительнейшими песнопениями, сокрушающими даже самое окамененное сердце: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», «Ныне Силы Небесные» на входе литургии Преждеосвященных даров — не помолившись на таких богослужениях, не приобщившись к ним, мы и не поймём, какое духовное богатство открывается нам в великопостных службах.

Лествица Великого Поста.

Великий Пост включает Святую Четыредесятницу и Страстную Седмицу. Страстной Седмице предшествует Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Таким образом, Великий Пост длится семь недель.

Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощёным. На литургии читается Евангелие с отрывком из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид. Это один из важнейших подготовительных шагов на пути к Великому Посту.

Богослужебные особенности Великого Поста. Во всё продолжение Святой Четыредесятницы, по понедельникам, вторникам и четвергам не бывает литургии (если в эти дни не случается праздника). Утром совершаются утреня, часы с некоторыми вставными частями и вечерня. Вечером вместо вечерни совершается великое повечерие. По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных даров, в первые пять воскресений Великого поста — литургия Василия Великого, которая совершается также в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы. По субботам в период Четыредесятницы совершается обычная литургия Иоанна Златоуста.

Первые четыре дня Великого Поста (понедельник-четверг) вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Православные люди всегда стараются не пропустить этих поразительных по силе воздействия на душу служб.

В первую пятницу Великого Поста положенная в этот день по уставу литургия Преждеосвященных даров завершается не совсем обычно. Читается канон святому великомученику Феодору Тирону, после чего на середину храма выносится коливо — смесь из варёной пшеницы и мёда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздаётся верующим.

В первое воскресенье Великого Поста совершается празднование Торжества Православия, установленное при царице Феодоре в 842 г. в ознаменование победы православных над иконоборческою ересью на Седьмом Вселенском соборе. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви.

Во второе воскресение Великого Поста Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов — святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского, жившего в XIV веке. Святому Григорию принадлежит православное учение о силе поста и молитвы, привлекающей благодать Божию.

В третье воскресенье Великого Поста за Всенощной после Великого славословия выносится Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поёт: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Эта песнь поётся и на литургии вместо «Трисвятого». Церковь выставляет верующим Крест в середине Четыредесятницы для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господа воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Святой Крест остаётся для поклонения в течение недели до пятницы, когда он, после часов, перед литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются Крестопоклонными.

В этом году с третьим воскресеньем совпадает праздник Благовещения Пресвятой Богородицы!

В четвертое воскресенье вспоминается святой Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу, или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию.

В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние Марии Египетской» - утреня, на которой целиком читается Великий покаянный канон Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской. Жизнь святой Марии Египетской, в юности великой грешницы, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать в неизреченном милосердии Божием.

В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице», и читается торжественный акафист Матери Божией. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист Божией Матери совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу рода христианского.

В пятое воскресенье Великого Поста совершается служба преподобной Марии Египетской, оставившей нам образец истинного покаяния.

В шестое воскресенье Великого Поста отмечается великий двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, Неделею Ваий и Цветоносною. На Всенощной после прочтения Евангелия не поётся «Воскресение Христово видевше», а читается 50-й псалом, и освящаются молитвой и окроплением святою водою распускающиеся ветви вербы или пальмы, которые знаменуют победу жизни над смертью. С вечерни в Вербное воскресение отпуст начинается словами: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш» и т. д.

Страстная Седмица

Эта неделя посвящена воспоминаниям страданий, смерти на Кресте и погребению Господа нашего Иисуса Христа. Всю эту неделю христиане должны проводить в сугубом посте и молитве. По значению воспоминаемых событий все дни Страстной Недели называются Великими.

Понедельник, вторник и среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками. Особенности богослужения первых трёх дней Страстной Седмицы состоят в следующем: на утрени, после шестопсалмия и «Аллилуия» поётся тропарь: «Се Жених грядет в полунощи», а после канона поётся песнь: «Чертог Твой вижду, Спасе мой». Все эти три дня совершается литургия Преждеосвященных даров, с чтением Евангелия. Евангелие читается и на утренях.

В Великую Среду Страстной недели воспоминается предательство Иисуса Христа Иудой Искариотом.

В Великий Четверг вечером за всенощной (которая есть утреня Великой пятницы) читаются двенадцать частей Евангелия о страданиях Господа нашего Иисуса Христа.

В Великую Пятницу  во время вечерни (которая служится в середине дня) выносится из алтаря и полагается в центре храма плащаница, т.е. священное изображение Спасителя, лежащего во гробе; таким образом совершается воспоминание снятия с креста Тела Христова и погребения Его.

В Великую Субботу  на утрени, при погребальном звоне колоколов и при пении «Святый Боже» плащаница обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад, когда телом Он пребывал во гробе.

Пожертвование

Воскресная школа Светоч

проводит набор учащихся
на 2017-2018 уч.год

8 (963) 770-75-80
8 (963) 771-97-64

Подробнее...

Огласительные беседы

В нашем храме
проводятся:

Исповедальные беседы духовенством
во время исповеди

Огласительные беседы катехизаторами
каждую среду и воскресенье
после вечернего Богослужения
с 18:30 до 19:30

Поступление в
Николо-Угрешскую
семинарию

Поступление в Николо-Угрешскую семинарию
Поступление в Николо-Угрешскую семинарию