Великий покаянный канон св. Андрея Критского

  • Печать


Великий покаянный канон Андрея Критского

Я в этой церкви слушала Канон
Андрея Критского в день строгий и печальный...

Эти строчки Анны Ахматовой возвращают нас в первые дни, часы даже, когда вся Церковь вступает в сорокадневный путь Великого поста. Главная богослужебная особенность этого периода – неспешные службы Великого повечерия с чтением покаянного канона Андрея Критского.

Создатель Великого покаянного канона святой Андрей родился в Дамаске, в Сирии, давшей миру величайших гимнографов и поэтов, философов и православных богословов. Будучи немым от рождения до семи лет, он разрешился от немоты после причащения Святых Таин.

Получив дар речи, блаженный Андрей был отдан в учение, а в возрасте 14 лет уже поступил в монастырь преподобного Саввы Освященного близ Иерусалима. Своею добродетельною жизнью святой Андрей обратил на себя внимание патриарха иерусалимского, взявшего его в секретари. Обязанности святого простирались от представительских функций на Шестом Вселенском соборе до повседневных забот о сиротах, странниках и больных.

В правление императора Юстиниана Второго Андрей был назначен архиепископом Критским. Великий канон, который читается в нашей Церкви на первой седмице и в четверток пятой недели Великого поста – не единственное произведение святого. Всего его авторству приписывается около 70 канонов, так же как и само создание этого гимнотворческого жанра.

Великий покаянный канон Андрея Критского – высокохудожественное и глубоко аллегорическое произведение церковной гимнографии, включающее 250 тропарей.

«Преизряднейший таинник покаяния» собрал в этом каноне воедино события ветхозаветной и новозаветной истории от падения праотца Адама до Вознесения Христова, и изложил их в духе глубокого сердечного сокрушения, с необыкновенным искусством прилагая каждое из них к состоянию души грешника.

Повествование святого Андрея о покаянии пред Богом развивается на основе многочисленных библейских примеров святой и греховной жизни древних людей. Чудный сладкопевец Критской Церкви призывает всякого человека бегать зла, ревновать о добре и всегда прибегать к Богу с исповеданием своих грехов и слезами раскаяния.

Великий покаянный канон Андрея Критского

Христианам предлагаются многоразличные образцы жизни добродетельной для подражания и примеры жизни нечестивой для предостережения от них, равно как и спасительные уроки покаяния и деятельного восхождения к Богу.

Перед взором грешника проходят лица, деяния и события мира ветхозаветного и новозаветного, его вниманию предлагается вся Священная история на примерах благочестия и нечестия её деятелей.

Помимо примеров из Священной истории творец канона указывает на живой пример самого крайнего падения и восстания в лице святой подвижницы Марии Египетской, достигшей наивысшей степени совершенства.

Канон заключает в себе девять песней (обыкновенно богослужебный канон не имеет второй песни), и к каждому тропарю его прилагается псаломский припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

По мнению протопресвитера Александра Шмемана, этот канон «можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой».

Глава, посвящённая первой седмице Поста в книге Шмелёва «Лето Господне», называется «Ефимоны». Что означает это слово?

Великое повечерие с чтением канона Андрея Критского именуется в просторечии ефимо́н (или мефимо́н, др.-греч. μεθ' ήμών — «с нами»). Такое название служба получила по причине того, что на ней поются на два хора фразы из стихов 8-й и 9-й глав Книги пророка Исайи (Ис. 8:8-18, Ис. 9:2-7), и при каждой из них припев: «Я́ко с на́ми Бог» (др.-греч. Ὅτι μεθ' ἡμῶν ὁ Θεός).

Поскольку на Руси до середины XV века митрополитами были греки, и отдельные песнопения исполнялись на древнегреческом, то русские люди дали самобытное название великопостной службе «мефимо́н» или «ефимо́н», которое в дальнейшем закрепилось в народном просторечье.

Богослужение утрени четверга пятой седмицы Великого поста получило в народе название «Мари́ино или Ма́рьино стояние» по причине чтения за этой службой жития преподобной Марии Египетской.

Между прочим, согласно Уставу на каждый тропарь канона положено совершать по три земных поклона!

Великий покаянный канон Андрея Критского

Русское национальное религиозное сознание пронизано покаянными мотивами. Достаточно вспомнить массив духовных стихов, собранных в «Голубиной книге». Многие наши известные соотечественники, вдохновившись творением Критского архипастыря, создавали свои каноны.

В Милане весной 2011 г. в Суворовские дни в честь освобождения Северной Италии от наполеоновских войск впервые был прочитан покаянный канон, написанный нашим великим полководцем.

Текст канона прочёл настоятель храма Николая Чудотворца при Третьяковской галерее протоиерей Николай Соколов.

«Проснися, душе моя, от сердечнаго Твоего ожесточения, се уже при дверях Жених, где твой светильник? Угас! Беги возжещи его! Но дверь между тем затворяется, и ты лишаешься брачныя вечери. Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» - незадолго до своей кончины взывал ко Творцу раб Божий Александр.

«Виждь, Господи, смирение мое, виждь сокрушение сердца моего, у Тебе Единаго очищение, у Тебе Единаго избавление есть. Помилуй недостойное Твое создание и не допусти до пагубы душу мою.

Слава:

Пролей мне, Господи, источник слез многих, да омыю скверну души моея, да убелюся яко снег, и да приуготовлю храм Тебе в тленном сердце моем. Ты Един Силен воздвигнути мя из праха достойным Царствия Твоего.

И ныне:

Надежда ненадежных и Утешение сетующих Ты еси, Чистая Дево, соделай в храме души моея Чертог Сыну Твоему ходатайством Материнския Твоея молитвы».

В многочисленных богослужебных сочинениях Государя Иоанна Грозного тоже можно найти канон, по сути покаянный, Ангелу Грозному воеводе, в котором слышатся отголоски творения Андрея Критского.

«Прежде страшного и грознаго твоего, Ангеле, пришествия, умоли о мне грешнем о рабе твоем ... Возвести мне конец мой, да покаюся дел своих злых, да отрину от себе бремя греховное...» (песнь 1).

«Святый Ангеле, посланниче Божий, даждь ми, Ангеле, час покаятися осогрешении и отринути от себе бремя тяжкое...» (песнь 3).

«Аще бо и паче числа песка морскаго беззакония моя, но надеюся на милость благоутробия Божия: может пучиною милости Своея потопити беззакония моя», - молится Самодержец, понимающий границы своего самодержавия...

Помилуй нас всех, Господи, живущих и отошедших от бренной сей жизни, и даруй нам надежду воскресения в невечернем дне Царствия Твоего!