Иерусалимнаш

  • Печать

4 мая 2019 года

4 мая 2019 года совершила паломническую поездку в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь группа из 49 человек. В их числе ученики Воскресной школы с родителями, педагоги НОЧУ «Православный центр непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского», детского сада «Родничок», прихожане храма Живоначальной Троицы в Чертанове во главе с настоятелем прот. Константином Сопельниковым.

Ново-Иерусалимский монастырь был основан в 1656 году, и согласно дерзновенному замыслу своего создателя должен был стать центром православного мира.

Великий храмостроитель Патриарх Никон стремился воссоздавать на Руси православные святыни, которые на Востоке были попираемы турками.

В одной из летописей XVII века говорится: «Святейшему Никону, Патриарху Московскому и всеа Росии, прииде в мысль о строении монастыря и сниде на память, чтоб поставить церковь Воскресени(е) Христово такова, якова ж во святем граде Иерусалиме наречена бысть святая святым. По некоему же случаю изволившу ему ехати из Звенигорода путем и в сторону отъехав на дорогу Волоку Ламскому в деревеньку <...> что стоит над Истрою рекою, и подальше того с поприще <...> по тои же Истрои реки прииде на некое место пустое <...> И полюбися место тое ко строению монастыря, и о сем испрош(а) у благоверного и боголюбивого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеаРусии самодержца. И последи того той святитель приказа тое место очистити, бысть же лесно добре».

Река Истра переименована в Иордан; специально вырытый близ скита поток назван Кедроном; находящиеся западнее монастыря возвышенности превратились в горы Фавор и Ермон; а с восточной стороны, на том месте, где стоял царь и с которого он любовался новосозданной обителью, построена часовня, названная Елеонскою.

Даже окружавшие в своё время обитель сёла назывались Преображенское, Назарет, Капернаум.

Главный собор монастыря, освящённый в 1685 году, построен по подобию Храма Гроба Господня в Иерусалиме. В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трёхдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя. О событии обретения Креста Господня напоминает церковь во имя благоверных царей Константина и Елены и святой источник.

Длившаяся много лет реставрация монастыря, разорённого дотла и в годы смуты начала ХХ века, и во время войны под немецкой оккупацией, завершилась, наконец, и взорам паломников предстала сказочная картина былинного города во всём совершенстве красоты, какой видел её в своих мечтах святитель Никон...

В отличие от «старого», новый Иерусалим весь напоен светом и сиянием мастерства русских умельцев – гончаров и иконописцев, архитекторов и строителей. Восхищению московских путешественников не было меры и предела! В соборе они удостоились поклониться святыням, в том числе деснице вмц. Татианы. После интереснейшей экскурсии по монастырской территории паломников ждал вкуснейший обед.

Один рукописный певческий сборник конца ХVII века содержит песнопение, созданное во время святительства Никона, где патриаршее осмысление значения Руси как Нового Иерусалима выражено с особенной силой:

«Второй Иерусалим явися царство Московское,
Убо зрите и разумейте, верниисынове света,
Российское достояние,
Премудрое строение света
Превечного Христа, Бога нашего,
Яко неиспытанны судьбы Его
и неисследованы пути Его.
Кто разуме Ум Господень
или кто собеседник Ему?
Творит бо, елико хощет».