Покаяние как образ жизни

  • Печать

икона прп.Марии ЕгипетскойКаждый год мы слышим эту удивительную повесть. Церковь обращает наше пристальное внимание на высочайший пример истинного, нелицемерного покаяния, которое явила всему христианскому миру по промыслу Божию святая Мария Египетская.

Для чего Великим Постом Церковь предлагает словесные иконы небесного жития, столь превышающие нашу меру, что и говорить о них грешным устам поостеречься бы?

Земные ангелы, небесные человеки – что общего у них с нами, погрязшими в паутине мелких страстишек, кропотливо обустраивающими своё земное, плотское существование? Эта-то плотяная оболочка, одна и та же повреждённая природа, и одна Богоданная свобода. Только распорядились мы ею по-разному…

…О юных годах Марии ничего хорошего сказать нельзя.  Почему–то представляется, что она не была ни сиротой, ни подкидышем в «неблагополучной» семье. Что она дочь любящих и верующих родителей. Захотелось же ей в какой-то момент поклониться живоносному Кресту – значит, оставалась и в её душе какая-то память.…Но 12-летней беглянке опостылела родительская любовь, да так, что невмочь оставаться под одним кровом. Разве это и среди нас не встречается? Увы.

Весёлый был город Александрия. Разгорячённая разноязыкая толпа поглотила девчушку и увлекла на скользкий путь греха. «Соблазны мегаполиса» остались теми же на протяжении всей человеческой истории. Ничего нового князю тьмы выдумывать не приходится – и древние изобретения осечки не дают.

Но вспомним, однако, что в ту же Александрию приходили по велению Божию великие пустынники Антоний и Макарий – поучиться смирению у сапожника и замужних женщин, живущих в мире и согласии «на общей кухне». Так что не место спасает и губит – а одно только наше произволение.

О юности преподобной Марии мы привыкли слышать одно -  грешница, да и всё тут.  Но беспощадный суд над её прежней, «прошлой» жизнью может принадлежать только ей самой, это она так обличает себя перед старцем Зосимой. А в сущности, это был, прежде всего, жестоко несчастный человек, сам не сознававший глубины своего несчастья. Какой спрос с 12-летнего ребёнка! Оказавшись жертвой «самого страшного преступления, которое может совершить человек» (Ф.М.Достоевский), она с детства привыкла заливать своё несчастье и свой позор вином блуда, которое заглушает в человеке всё человеческое и притупляет ум.

Страшная зависимость от греховной страсти, поработившей душу, целых 17 лет держала в плену эту сильную и сложную натуру. По слову митрополита Антония, «блуд заключается в том, что цельность человеческой любви раздробляется, мельчает и человек уже неспособен всей душой, всем сердцем, всей мыслью, всем телом, всем существом своим любить одного человека и единого Бога». Продаёт за чечевичную похлёбку мимолётного удовольствия своё будущее – и земное, и небесное.

Традиция Священного Писания не сводит  грех только к плотским безобразиям, а приравнивает к нему всякое уклонение человека от путей и заповедей Божиих, пристрастие к миру как к идолу. И кто же из нас без греха?

В присутствии святыни порой находит на нас умиление и желание другой, чистой жизни, легко и неудержимо льются слёзы раскаяния…но минута проходит, и «пёс возвращается на свою блевотину»…Преподобный Серафим установил главную причину нашей духовной немощи в отличие от подвижников древности – решимости у нас нет! А у Марии Египетской была решимость!

Она безошибочно избрала себе Заступницу, перед её ликом дала обещание новой жизни и сумела услышать ответ - то есть отсечь свою волю и принять волю Божию.  Покаяние как «изменение ума» явилось мгновенным откликом на явленную милость, но покаяние как очищение израненной души потребовало целой жизни!

Невозможно даже отдалённо представить себе те муки, которые ожидали Марию на её пути! Почти полвека одиночества, страхований, неженского подвига. 17 лет борьбы с памятью плоти и непрестанной молитвы о спасении – как из огня! Страданием и молитвенным подвигом переплавляется плоть ветхого человека в новое тело славы, для которого второстепенны физические законы – оно живёт по законам духовного мира.

…Сохранённые Церковью Предания – это великий кладезь веры и надежды, из которого каждый человек почерпает примеры пусть недостижимого для нас, но чаемого в глубине души совершенства.

«Преподобная мати Марие, моли Бога о нас»!