Рождественский пост

  • Печать

Рождественский постНаступил Рождественский пост, в народе прежде называвшийся  Филипповками, поскольку накануне  сорокадневного поста, 27 ноября по современному календарю, празднуется память апостола Филиппа.

Пост готовит церковный народ к празднику Рождества Христова и продолжается с 28 ноября по 6 января, до самого Рождественского сочельника.  

Каждому благоговейному христианину Церковь предлагает с чистым сердцем и душой, и с телом, облачённым «в брачные одежды», встретить явившегося в мир Сына Божия.

История Рождественского поста ведётся от древнехристианского обычая поститься накануне великих праздников, чтобы в сам праздник причаститься Святых Тайн. Благочестие и стремление к подвигу всё прибавляло и прибавляло дни поста, и как нам известно из творений святителя Иоанна Златоуста, уже в его время Рождественский пост начинался 20 декабря и, таким образом, длился пять дней.

Некоторые из особенно ревностных христиан увеличивали пощение до недели и больше, даже до 21 дня. Очень скоро продолжительность Рождественского поста сравнялась с сорокадневным Великим постом, срок которого указал Своим примером сам Спаситель. Уже преподобный Эгберт Ратмельсигийский (британский подвижник конца VII-начала VIII века) постился в течение сорока дней перед Рождеством.

преподобный Феодор СтудитТакой же срок встречается в Ипотипосисе (краткое изложение богослужебных обычаев студийского монастыря) преподобного Феодора Студита в IX веке. 

Хронологические расхождения в сроках  Рождественского поста были преодолены, и сорокадневный пост был окончательно установлен патриархом Лукой Хрисовергом в середине XII века.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, напоминают регламент  Петрова поста. Само собой разумеется, что  запрещено употребление в пищу  мяса, сливочного масла, молока, яиц, сыра. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста монастырский устав  запрещает рыбу, вино и елей и дозволяет принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни.

В остальные же дни — вторник, четверг, субботу и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

Со 2 по 6 января пост становится более строгим, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.

Мы не случайно делаем акцент на происхождении церковных уставов из подвижнических монастырей древности. В городском приходе вряд ли возможно строгое следование всем предписаниям, положенным монаху, более того, ревность не по разуму и не по чину обычно ведёт к погибели, а не ко спасению.

Поучительно собственное свидетельство святителя Иоасафа Белгородского. Его жизнь была очень недолгой, и в конце её он говорил: «Как жалко, что я в свои молодые годы не берёг своё здоровье, я питался одним хлебом и водою, и в результате не могу сделать то, что хотел всю жизнь, совершить все свои труды». И он умер раньше времени.

Протоиерей Валентин Уляхин проводит и другой, воистину трагический пример, уже из собственной практики. Некая раба Божия была глубоко верующей и приняла на себя непосильные подвиги, впала в тяжкие болезни и не смогла понести их остроту - покончила с собой…

Другую опасную крайность проповедуют те «благодетели человечества», которые в последние месяцы активизировались на православных форумах с предложениями облегчить «бремя» молитвенной подготовки к Причастию, с их точки зрения «непосильное» для современных православных христиан. Даже три дня поста оказываются в их представлении никчёмным издевательством над немощной природой, отвращающим людей от Церкви.

Неужели кто-то всерьёз предполагает, что отмена постов и правил приведёт к небывалому росту численности церковного народа! Да и в этом ли задача Церкви?

Обратимся за примерами на Запад, как это у нас принято. Посты забыты, службы укорочены – привлекло ли торжество человекоугодия к наплыву прихожан?  Церковные здания за ненадобностью продают под мечети…а в оставшихся «венчают» содомитов!

Будем руководствоваться не столько буквой (рано нам ещё равняться на великих), сколько духом учения Святых Отцов, стараясь возгревать в себе памятование о Боге в каждую минуту своей жизни, и оно постепенно научит  нас и молитве, и воздержанию. Прислушаемся к опыту Церкви и к советам духовника, который знает наши немощи и наши возможности подчас лучше, чем мы сами. Избегая самочиния, употребим благодатное время поста на добрые дела, пусть маленькие и незаметные, но раздвигающие границы Добра и суживающие поле зла в этом мире! И возможно, что именно в это Рождество нам приоткроется потаённая дверь, из-за которой прольётся на нас Свет благодати Новорождённого Сына Божия, пеленами повитого и лежащего в яслях…