Введение во храм Пресвятой Богородицы

  • Печать

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Большинство событий жизни смиреннейшей из людей стали нам известны из предания Вселенской Церкви, а не из Священного Писания Нового Завета, в котором личность Пресвятой Девы находится как бы в тени Сына. Описания Введения во храм маленькой Марии мы находим в таких письменных источниках как «Протоевангелие Иакова» (гл. 7–8) и «Евангелие псевдо-Матфея» (гл. 4–7). Эти апокрифические тексты отражают устное церковное предание, повествующее о рождестве и детстве Пресвятой Богородицы.

Написанное во второй половине II века «Протоевангелие Иакова» получило распространение в восточной части христианского мира, а «Евангелие псевдо-Матфея», датируемое IX веком, было популярно на Западе. Празднование Введения во храм Пресвятой Богородицы было установлено достаточно поздно. В VIII веке праздник отмечен в некоторых месяцесловах, а в IX веке он был уже широко распространён на Востоке.

…Посвящение детей Богу не было редкостью в теократическом обществе древнего Израиля. Благочестивое намерение Иоакима и Анны  посвятить свою дочь Богу  стало известно в Иерусалиме, и к этому событию собрались их родственники и знакомые, в том числе, конечно, и юные девы.

Шествуя торжественно  в храм, девочки, сопровождавшие Пресвятую Деву Марию, несли зажжённые свечи и пели псалмы. Когда это шествие приблизилось к храму, то навстречу вышли священники во главе с первосвященником – по преданию, это был праведный Захария, отец Иоанна Предтечи.

К крыльцу храма, по словам блаженного Иеронима, вело 15 ступеней — по числу степенных псалмов, или, вернее, 15 псалмов были написаны по числу ступеней иерусалимского храма. Поставленная матерью, блаженной Анной, на первую ступень, Пресвятая Дева Мария легко взошла по высоким для трёхлетней девочки ступеням до самого храмового помоста. При входе в храм священник Захария по наитию Святого Духа ввел Её за первую и вторую завесу, во Святая Святых, куда никому не дозволено было входить, кроме первосвященника, и то  лишь однажды в год.

Это поразило не только всех предстоящих, но и Ангелов, невидимо здесь присутствовавших, которые, как поётся в Задостойнике праздника, «зряще удивишася, како Дева вниде во Святая Святых». Дева осталась жить при храме, а святые и праведные Иоаким и Анна возвратились к себе домой, сознавая, что их Дочь является их жертвой Тому, от Кого они и получили Её в дар.

Храм в своей окружности имел разные пристройки, в которых проживали служившие при нём. Здесь же находился и приют для девиц.

Оставшись жить при храме, святая Дева Мария находилась под надзором и руководством благочестивых наставниц, обучавших Её как Священному Писанию, так и разным рукоделиям.

По словам святого Иоанна Дамаскина, удалившись от неблагочестивых примеров, Она жила так, что представляла собой образец жизни лучшей и чистейшей. Внимательная  молитва, скромность, смирение и кротость были Её отличительными качествами.

Когда Пресвятой Деве Марии исполнилось 15 лет, служители храма предложили Ей вступить в благочестивый брак, как диктовалось традицией. В ответ Она объявила о своём обете вечного девства, поставив в тупик мудрых священников. Не имея возможности оставить уже взрослую, по-тогдашнему, девицу в храме и уважая выбор Её чистой души, они нашли для Марии почтенного человека в качестве хранителя Её девства.

Старец Иосиф, вдовец из рода Давидова, известный своей праведной жизнью, имеющий уже взрослых детей, как нельзя лучше подходил для этой миссии. После обручения праведный Иосиф отправился с Пресвятой Девой в Галилею, в свой город Назарет, и Она безропотно приняла свою долю как волю Божию.

…С вечера накануне Введения в наших храмах поются рождественские ирмосы, потому что с этого посвящения Пречистой Девы Богу начинается трепетное ожидание явления в мир Искупителя.

В наших традициях отнести смысл празднуемого события к своей жизни и жизни своих детей. Каждый из нас вот так же приводит в один прекрасный день своё дитя в храм Божий, в меру своей веры надеясь приблизить его ко спасению. Но чего мы хотим при этом на самом деле? Готовы ли мы полностью предать всю его судьбу в руки Господа, или продолжаем распоряжаться ею как своей собственностью, пытаясь совместить несовместимое? Требования веры очень неудобны для современного человека, одержимого стремлением к «успеху» любой ценой и  родительским тщеславием.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Надо понимать поступок Иоакима и Анны именно как величайшую жертву! Любое живое существо дорожит своим потомством больше всего на свете и боится потерять его.

Нашу неспособность к каким бы то ни было жертвам видит Господь, и не требует их, но налагает на нас сладкое бремя любви и ответственности по отношению к собственным детям. Из первых веков гонений до нас дошли слова одного из христиан: «Смотрите, какую радость дал нам Господь, чтоб нам самим воспитывать детей наших». Вдумайтесь в эти слова. Какую радость дал нам Господь, чтоб нам самим воспитывать детей наших.