Крымские сказки

Виктория Ивина

«Амазонки»

Как-то раз Юрий пришёл в гости к своей старшей сестре. Он любил бывать у Валентины, любил общаться с племянниками. Чем-то они напоминали ему собственное детство. Арсений гулял во дворе, а Танечка была дома и смотрела телевизор. Вроде бы всё было, как и обычно, но Юрий заметил, что племянница чем-то расстроена и «Ну, погоди!» её совсем не увлекает.

– Что-то случилось, Танюша? – спросил он.

– Ах, дядя Юра, – сказала девочка. – Ну почему мальчишки бывают такие вредные?

Юрий очень удивился. Племянники были очень дружны, а тут вдруг поссорились!

– А ну, рассказывай, что у вас произошло? – спросил он. Танечка поделилась своей проблемой. Дело было в том, что ребята во дворе решили поиграть в войну. Арсений и его приятели стали разведчиками, а Таню в игру не приняли, так как она девочка, а война, дескать, - дело не женское! Татьяна очень расстроилась, обиделась на брата и ушла домой. Вот сидит, смотрит телевизор, но даже приключения волка и зайца её не радуют.

– Не горюй, Танюшка, – успокоил девочку Юрий, – вот придёт домой Арсений, я с ним поговорю!

Ждать долго не пришлось - мама позвала сына обедать.

После обеда дядя с племянниками устроились в детской комнате, нужно было поскорее разобраться с недоразумением. Арсений очень удивился, что Татьяна так сильно расстроилась из-за игры.

– Во-первых, что девочке делать на войне? – повторил он свой вопрос дяде, а во-вторых, у них очень опасная игра, поделился секретами мальчишка. Игра была настоящим испытанием смелости.

Сначала нужно было залезть на абрикосовое дерево, с его веток спрыгнуть на крыши старых сараев, что находятся во дворе, потом надо пробежать по ним, перепрыгнуть на крышу гаража и только потом соскочить на землю. Сараи очень старые, черепица на их крыше давно потрескалась, бежать по ним надо очень осторожно, чтобы нога не провалилась и не застряла. А ещё есть хозяин, который запрещает ребятам лазить на свой гараж. Он давно грозит мальчишкам поймать кого-нибудь и как следует надрать уши. Ну, куда же тут Танюшке!

Рассказы Виктории Ивиной– Да, – стараясь быть серьёзным, вздохнул дядя Юра. – Конечно, бегать по крышам сараев и по гаражу Танечке не надо, а вот что сказать про войну?! Война, безусловно, – дело не женское, но жизнь распорядилась по-своему.

Ещё во время Крымской войны 1854-1855 годов в осаждённый англо- франко-турецкими войсками Севастополь вместе с доктором Пироговым прибыли сёстры милосердия. Они оказывали медицинскую помощь раненым, проявляя настоящее мужество. Среди местного населения тоже нашлись отважные женщины, пример тому - Даша Севастопольская.

В годы Великой Отечественной войны женщины на фронте были не только врачами и медсёстрами, но и солдатами, снайперами, лётчицами, даже танкистами.

История второй обороны Севастополя хранит имена настоящих героинь: Людмилы Павличенко, Нины Ониловой, Жени Дерюгиной, Марии Байда и имена многих других защитниц города. Вот так-то, Арсений! А в истории нашего полуострова нашлось место даже амазонкам!

– Амазонки и Крым?! Дядя Юра, расскажи нам, расскажи! – стали просить племянники.

– Хорошо расскажу, только помиритесь сначала, – ответил дядя.

Когда мир и дружба воцарились в доме, Юрий начал свой рассказ.

Рассказы Виктории Ивиной– О женщинах-воительницах, которых греки называли амазонками, нам известно из греческих мифов и трудов тех же греческих авторов. Часто старинные легенды отражают какую-то, пусть и немного искажённую, историческую правду. Где-то в III-II веках до новой эры на территорию Тавриды из Поволжья и Приуралья проникли племена сарматов - кочевой воинственный народ. Cарматские женщины были отважными воительницами и жрицами.

Девушки у них обучались военному делу наравне с юношами и не имели права выходить замуж, пока не убьют хотя бы одного врага. Существовала легенда о сарматской царице Амаге. Она сама руководила воинами, отражала набеги врагов. Однажды жители Херсонеса попросили её о помощи в борьбе со скифами.

Царица во главе своего отряда конных всадников преодолела большое расстояние и прибыла к cкифской столице. Она перебила скифских воинов и охрану дворца, убила самого царя и его сановников, а власть передала сыну убитого, приказав ему править «по справедливости». Ну, чем не амазонка! Впрочем, уже в наше время, мне довелось встретиться с амазонками.

Дядя Юра посмотрел на племянников, внимательно его слушавших, и не стал дожидаться уговоров, продолжил свой рассказ.

Рассказы Виктории Ивиной– Случилось это, ребятки, давно, ещё в мои школьные годы. Как-то летом группа ребят из нашего школьного турклуба отправилась в поход, и ваш покорный слуга в их числе. Наш путь пролегал по Демерджи-яйле. Мы поднялись на самую высокую точку – гору Северную Демерджи, а потом двинулись в направлении горы Южная Демерджи.

Места эти весьма засушливые, источников воды мало, и поэтому, когда мы добрались до урочища Джурла, все наши запасы питьевой воды оказались исчерпаны. В само урочище мы пришли к вечеру, разбили лагерь. Здесь можно было пополнить запасы воды и отдохнуть после тяжёлого перехода по горам. После ужина ребята даже не стали засиживаться у костра, нужно было восстановить силы.

Утром я проснулся одним из первых. Вылез из палатки и обомлел. Как тут было красиво, удивительно! После засушливой, покрытой низкорослыми травами яйлы, природа урочища восхищала! Зелёные с могучими стволами деревья устремляли свои вершины к небу. Густая трава отливала изумрудом.

Рассказы Виктории ИвинойА какое разнообразие цветов!

Огромные каменные глыбы, в содружестве с небольшой речкой, образовывали водные каскады. Весело журча, вода словно вторила шуму ветра, пению птиц, жужжанию насекомых. Именно в таких местах понимаешь, что вода - это источник жизни! Налюбовавшись красотой природы, я пошёл умываться.

Наш лагерь просыпался. И вдруг - лошади! Они появились неожиданно. На некоторых лошадках были всадницы. Девушки были совсем юные, наши сверстницы, самой старшей из них было около двадцати. Откуда взялся этот странный отряд? Кто они такие? Я, разумеется, не знал. Но было ясно, что наездницы привели своих коней в урочище на водопой. Разгорячённые животные томились от жажды и спешили к воде. Рядом с тем местом, где я умывался, появилась коричневая лошадка. Не обращая на меня никакого внимания, она припала к ручью. Рядом с лошадью пристроился жеребёнок. Я залюбовался ими, потом сорвал пучок зелёной травы и протянул лошади.

– Она любит чёрный хлеб! – от неожиданности я вздрогнул и обернулся. За моей спиной стояла одна из юных всадниц. Она дружелюбно улыбалась. У девушки были русые волосы, собранные в «хвостик», серо-голубые глаза, а на носу веснушки. Она кивнула головой в сторону лошади и сказала:

– Её зовут Звёздочка, видишь, у неё на лбу маленькое белое пятнышко. А рядом с ней её сынок – Буян, правда, он ещё маленький и на Буяна не тянет, так что мы зовём его – Буйка!

– Я ей хлебушка принесу. Можно? – спросил я.

– Можно, она хлеб очень любит, – повторила хозяйка Звёздочки.

Я поспешил к нашим палаткам. В лагере дежурные готовили завтрак. Возле продуктов сидела наш походный завхоз Люся и проверяла запасы. Я взял буханку хлеба и отрезал горбушку.

– Ты это куда? – строго спросила она и добавила:

– Хлеба у нас осталось мало!

– Это белый хлеб почти весь съели, а чёрного ещё много, – ответил я и побежал к лошадям. Всадница увидела у меня в руках хлеб.

– Раскрой ладонь пошире и не бойся, – сказала она.

– Звёздочка такая умница, аккуратно берёт корм.

– А ему можно дать хлеба? – указал я на Буйку.

– Ему не надо, его Звёздочка сама кормит.

Я положил хлеб на ладонь и протянул лошади. Звёздочка взяла угощение с ладони очень аккуратно, я даже не почувствовал её прикосновения.

– Можно её погладить? – спросил я. Хозяйка утвердительно кивнула. Я осторожно коснулся гривы лошади. Некоторые пряди были заплетены в тоненькие косички. Я стал гладить Звёздочку, она оторвалась от воды и потянулась к моим рукам. Уже смелее я погладил её. А девушка тем временем умывалась. Она сняла резинку, распустила «хвост» и длинные пряди волос упали ей на плечи, на мокрое лицо.

– Господи, как же тут красиво! – сказала она, охватывая взглядом урочище. А я подумал, что она сама очень красива и похожа на воительницу из старинных легенд.

- Ребята, завтрак! – послышался громкий голос Люси. Я поспешил в наш лагерь. На походной клеёнке, разостланной прямо на земле, стояли тарелки и эмалированные кружки. Дежурные раскладывали по тарелкам гречневую кашу, наливали из котелка в кружки ароматный травяной чай. Мы расположились вокруг «стола». Гречневая каша с костра! Я очень люблю гречку, но приготовленная на костре, она ещё вкуснее! К нашей компании подошла старшая из всадниц.

– Приятного аппетита! – сказала она. – Можно вашим костром воспользоваться? – спросила девушка у Александра Лукьяновича.

– Хотим водички для чая вскипятить, – добавила она.

– Конечно можно, ставьте свой котелок на огонь, - ответил наш учитель. Дежурные подхватили из рук атаманши котелок с водой и поставили на наш костёр.

– Молодцы амазонки! – похвалил девушек Александр Лукьянович.

– Незачем лишний костёр жечь, нужно беречь природу и пользоваться готовым костром.

– А почему Вы назвали девочек амазонками? – спросили наши ребята.

– Ловко они с лошадьми управляются, в сёдлах хорошо держатся, и компания у них чисто девичья, мальчишек нет! Просто настоящие амазонки,– ответил нам Александр Лукьянович.

Вода в котелке закипела, и я вызвался отнести кипяток в лагерь амазонок. Мне очень хотелось увидеть хозяйку Звёздочки. Я осторожно снял с огня горячий котелок и понёс его всадницам.

Как только я подошёл к их лагерю, меня встретила старшая наездница. Она поблагодарила за помощь и забрала котелок. Я разочарованно вздохнул и вернулся к своим.

Рассказы Виктории ИвинойВ нашем лагере закончился завтрак. Мальчишки разбирали палатки, девчонки мыли посуду, в канистры и в пластиковые бутылки запасали воду. Было жалко покидать такое гостеприимное место, но туристы всегда идут вперёд. Мы покинули урочище Джурла, нас звали новые дороги!

Прошло, кажется, около часа, как мы были в пути. Вдруг за спинами послышался цокот лошадиных копыт. Нас догоняли амазонки. Мы посторонились, пропуская лошадей вперёд. На узкой горной тропе животные шли медленно, гуськом, лишь жеребята теснились возле своих мамочек. Отряд проскакал мимо нас, и лишь моя знакомая, верхом на Звёздочке, обернулась и помахала на прощание рукой.

Амазонки скрылись из виду, и только тут я сообразил, что клички лошадей узнал, а как зовут их хозяйку – нет! Ну не растяпа ли я! Больше наши пути никогда не пересекались. И незнакомка, с которой мы повстречались в урочище Джурла, осталась в моей памяти прекрасной и таинственной амазонкой.


Сорок замков Крыма

Летние каникулы приближались к концу. Ребята немного устали от жары и пляжа. Вся детвора нашего двора любит собираться под старой шелковицей. В тени от густой листвы хорошо посидеть, поболтать о том о сём, поиграть. Вот и сегодня Арсений, Танечка и их друзья собрались во дворе. Особенно интересно, когда к компании детей присоединяется дядя Юра. Он всегда готов рассказать ребятам что-то увлекательное, с ним скучать не приходится.

Рассказы Виктории Ивиной«Как-то раз, – говорит дядя Юра, – наш учитель и руководитель школьного турклуба Александр Лукьянович поведал нам очень интересную историю. Он рассказал, что в 1253 году в Крыму побывал монах-францисканец Вильгельм де Рубрук.

Он был не простым путешественником, а послом французского короля Людовика IX к Менгир-хану. По дороге в Золотую орду монах и посетил Крым. После своих странствий он написал книгу «Путешествие в восточные страны». В ней, в частности, говорится о том, что между городами Херсонесом и Сугдеей(нынешний Судак) находятся сорок крепостей или феодальных замков.

– Вот я и решил отыскать эти замки, – сказал наш учитель. – Работаю в библиотеках, изучаю разные материалы, но мой список замков растёт медленно.

Ребята зашумели. Мы захотели помочь нашему педагогу. Только как эти замки искать? Где же они расположены?»

– Целых сорок замков! Не десять, не двадцать! – подивились ребята.

– Действительно, сорок замков, – удивился и Арсений.

– А, может быть, монах всё придумал, – заметил кто-то из ребят.

Рассказы Виктории ИвинойДядя Юра только улыбнулся на эти замечания.

«Некоторые наши ребята из туристического клуба, как и вы, засомневались в истинности заявлений Рубрука, а некоторые наоборот, решили, что отыскать затерянные замки очень легко, – сказал он. - Среди тех, кто самоуверенно заявил, что легко назовёт все замки, был и мой одноклассник Виктор.

Мангуп - это раз, – начал он, - Эски-Кермен - это два (он тогда ещё не был разрушен), городище Чуфут-Кале - это три, генуэзская крепость в Балаклаве, Чембало - это четыре, крепость Каламита в Инкермане - это пять, - закончил Виктор.

– Вот так нашёл! – засмеялись ребята. – Всего-то пять крепостей назвал, а где же ещё тридцать пять?

Александр Лукьянович тоже рассмеялся. Он добавил, что, к сожалению, в перечислении замков Витя тоже ошибся.

Рассказы Виктории Ивиной– Мы должны помнить, что монах посетил Крым в 1253 году, поэтому нужно внимательно смотреть на время основания крепости. Конечно, датировка будет приблизительная, но всё же, если крепость основана позже тринадцатого века, то Рубрук увидеть её не смог бы. Из крепостей, названных Виктором, Мангуп, Эски-Кермен и Чуфут-Кале – могут подойти, а вот крепости Чембало и Каламита – нет!

Александр Лукьянович продолжил свой рассказ.

- По сообщению аббата Формалиона, генуэзцы обосновались в Балаклаве около 1343года. Это через 90 лет после посещения Крыма Рубруком. Некоторые авторы, правда, утверждают, что, возможно, первое городское поселение там возникло на месте современных кварталов города, где-то в X --ХIII веках. Но это была не крепость Чембало. А городище Каламита, принадлежащее княжеству Феодоро, было основано ещё позже.

Рассказы Виктории ИвинойМы призадумались. Знаем ли мы свой любимый Крым? Где же искать затерянные в далёком прошлом замки? Но интерес взял верх.

Ребята принялись за дело: перечитывали литературу по краеведению, изучали различные туристические карты. К сожалению, большинство найденных нами замков уже были в списке Александра Лукьяновича. Это городище Бакла, Сюреньская крепость, Кыз-Кермен, Тепе-Кермен.

Возникли у нас вопросы и с географией поиска крепостей. Как следует рассматривать путь от Херсонеса до Сугдеи? По линии Южного берега или через центральную часть полуострова? Ведь даже сейчас существуют два пути из Севастополя до Судака.

Первый путь – по Южному берегу Крыма, а второй – через столицу полуострова город Симферополь.

Рассказы Виктории ИвинойДругой вопрос связан с пещерными монастырями. Многие из таких монастырей походили на настоящие крепости. Это затерянные высоко в горах Челтер, Челтер-Коба, Шулдан, Качи-Кальон и многие другие. В итоге бурных споров решили собирать любую информацию.

Каждую субботу после уроков мы приходили в кабинет географии. Тут проходили сборы нашего туристического клуба. Ребята сообща намечали планы исследований, прокладывали маршруты новых походов, интересовались, что новенького удалось разузнать о замках…»

Дядя Юра сделал паузу. Он посмотрел на своих племянников и их друзей со двора. Ребята слушали затаив дыхание. Улыбнувшись, он продолжил.

«Как-то раз во время заседания нашего турклуба в кабинет не зашёл, а просто влетел мой одноклассник Витька и с порога завопил: «Нашёл, я нашёл! Я нашёл новый замок!»

– Выкладывай, что же ты нашёл, – сказали ребята.

– А вот что! – важно ответил он. – По трассе Севастополь – Ялта, на Южном берегу, есть посёлок Гаспра. Так вот, над восточной окраиной посёлка возвышалась скала Исар-Кая. На её почти неприступной вершине находилась крепость Гаспра – Исар.

Эта крепость была совсем крохотной, а её строительство относят приблизительно к XII – началу XIII веков. Рубрук мог побывать в крепости или, по крайней мере, слышать о ней. К сожалению, при строительстве новой трассы Севастополь – Ялта были нужны огромные объёмы щебня, и скалу Исар-Кая вместе с крепостью взорвали. Поэтому сейчас мы не сможем увидеть Гаспра-Исар… но Рубрук ведь мог!

– Ай да Виктор! Вот молодец! – похвалил Александр Лукьянович. – Я слышал, что во время строительства дороги между Севастополем и Ялтой была уничтожена какая-то крепость. Но не знал подробности. Что ж, занесём Гаспра-Исар в наш список.

Виктор сиял от счастья!

– А я тоже нашла крепость, – сказала Наташа. – Крепость называется Чобан-Куле, и расположена она на мысе Башенном.

– Да, крепость такая существует, – подтвердил Александр Лукьянович. – Но в наш список она не годится, так как была построена около 1460 года или даже немного позже. Рубрук о ней знать не мог.

– Александр Лукьянович! – обратился к учителю Костя. – Для чего Вы собираете информацию об этих старых крепостях? Они уже давно разрушены. Всеми забыты. От многих остались одни руины, а крепость, что отыскал Витька, вообще вместе со скалой уничтожена! Для чего их искать?!

Наш учитель на минуту задумался.

– Да, Костя в чём-то прав, – сказал он. – Древние, затерянные в горах или на морском побережье крепости… Иногда над развалинами возвышается только круглая башня – донжон, как у Чембало или у Чобан-Куле, а чаще лишь основание, невысокая кладка стен - и всё.

Но согласитесь, ребята, бывая в таких местах, испытываешь какое-то странное чувство. Рядом с такими развалинами словно путешествуешь во времени, и кажется, что события, сокрытые от нас пеленой веков, вдруг словно оживают.

Главное - уметь внимательно взглянуть на старые башни, и вам приоткроются интересные истории. Ну, вот хотя бы история, связанная с найденной Наташей крепостью Чобан-Куле.

Рассказы Виктории ИвинойВ XV веке эта крепость принадлежала настоящим разбойникам, семейству ди Гуаско. Сеньор Антонио ди Гуаско – глава рода, был жестоким, жадным и вероломным. Такими же были и его три сына, Андреоло, Теодоро и Деметрио. Они незаконно захватили земли в Солдайском консульстве, а также несколько деревень. Солдайя - это генуэзское название поселения Сугдеи или Судака.

Злодеи пытались закрепостить крестьян, отбирали у них хлеб и скот, давили непомерными налогами и повинностями, сами правили суд, пытали и предавали смертной казни. В знак своей безграничной власти ди Гуаско поставили в поселении Скути, ныне это село Приветное, виселицу, а на границе своих владений – позорный столб для наказаний плетьми. При помощи взяток они закрывали глаза чиновников на свои бесчинства. Но не все оказались продажными.

Консул Солдайи Христофоро ди Негро вступил в противостояние с негодяями. Он единственный стал защищать закон и местный люд. В архивах города Генуи, в Италии, хранится переписка Христофоро ди Негро с властями Генуи, по так называемому громкому «делу братьев Гуаско».

Трудно сказать, чем мог бы закончиться конфликт консула и феодалов, но в Крым вторглись турки. Трусливые ди Гуаско бежали, прихватив награбленные богатства. Правда, далеко убежать им вряд ли удалось. Ещё в 1453 году османские турки взяли под свой контроль пролив Босфор. И если не сами феодалы, то их награбленные богатства, не могли не привлечь внимания турок.

Так или иначе, но семейство ди Гуаско исчезло со страниц истории, о чём никто не пожалел. Генуэзские города защищались слабо и пали под натиском тридцатитысячного войска османов. Исключением стала Солдайя. Во главе с Христофоро ди Негро жители города упорно оборонялись, оказав серьёзное сопротивление захватчикам. Консулу даже удалось спасти часть мирного населения, женщин и детей, спустив их тайным ходом к морю, к кораблям. Сам же последний консул Солдайи до последнего защищал вверенный ему город.

По преданию, около тысячи защитников города во главе с Христофоро ди Негро заперлись в главном городском храме. Турки не смогли его взять штурмом и подожгли. Все, кто в нём был, погибли. Это старинное предание подтвердилось во время раскопок 1928 года. В развалинах храма было обнаружено огромное количество обугленных человеческих скелетов.

Александр Лукьянович закончил свой рассказ. Ребята были потрясены. Вот так история! Наши симпатии были, конечно, на стороне Христофоро ди Негро. Потом мы ещё долго обсуждали услышанное.

– Дядя Юра, а замки монаха Рубрука вы нашли? – вдруг спросила племянница Танечка.

– Конечно же, нашли! Шаг за шагом, мы отыскали все сорок замков, в которых мог побывать Рубрук.

– И вы посетили все эти замки? – продолжала спрашивать Танюшка. Дядя Юра вздохнул.

– Ну, что вам сказать, ребята? В некоторых замках мы, конечно же, побывали. В своё время мы поднимались на Мангуп, были на Эски-Кермен, на Бакле, но чтоб целенаправленно пройти по замкам, по которым, возможно, путешествовал сам Рубрук, то, увы, нет!

Пока мы искали замки, закончился учебный год. Для нас прозвенел последний школьный звонок. Началось время выпускных экзаменов, мы окончили школу. А тут уж взрослая жизнь раскидала всех, кого куда!

К примеру, мой одноклассник Виктор окончил военное училище в Севастополе и сейчас служит на севере. Наташа, которая «отыскала» Чобан-Куле, окончила университет, живёт в Симферополе. Она учитель истории! Несколько наших турклубовских ребят работают на научной станции Карадагского заповедника, а про меня, ребятки, вы и так всё знаете.

Закончив свой рассказ, дядя Юра ушёл домой, а мы почти так же, как и ребята из туристического клуба, обсуждали такую древнюю, но вдруг ставшую близкой, историю о последнем консуле Солдайи Христофоро ди Негро, о древних замках, упоминаемых монахом Рубруком, об исторических загадках, на которые так богат наш Крым.

Вечером Юрий осторожно подошёл к старому письменному столу, за которым сидели племянники. Дети увлечённо рисовали. Танечка и Арсений рисовали замки-крепости. Рисунок племянницы был ещё совсем «детский», а у Арсения получилось очень хорошо. На его рисунке высокие горы тянулись вершинами к небу, а на крутых склонах, словно птичьи гнёзда, красовались древние крепости.

– Здорово! – воскликнул дядя Юра. – Как вы хорошо рисуете! – искренне похвалил он.

– Знаешь, дядя Юра, – сказала Танечка, – давай отправимся в поход от Херсонеса до Судака. Мы с Арсением, возьмём маму с папой, ребят из нашего двора и пойдём!

Дядя Юра только рассмеялся в ответ, но уже серьёзно добавил: «Вот ещё подрасти вам нужно, и тогда можно горы штурмовать, все сорок замков обойдём. С такой командой всё по плечу!»


Продолжение следует...

Пожертвование

Воскресная школа Светоч

проводит набор учащихся
на 2016-2017 уч.год

8 (963) 770-75-80

Подробнее...

Семейный центр
духовно-эстетического развития

Семейный центр духовно-эстетического развития Светоч

проводит набор учащихся
на 2016-2017 уч.год

8 (963) 770-75-79
8 (963) 770-75-80

Подробнее...

Огласительные беседы

В нашем храме
огласительные беседы
проводятся:

духовенством
каждую субботу
с 12.00 до 13.00 ч.

катехизаторами
каждую среду и воскресенье
с 18.30 до 19.30 ч.

Поступление в
Николо-Угрешскую
семинарию

Поступление в Николо-Угрешскую семинарию
Поступление в Николо-Угрешскую семинарию