Торжество Православия

 

Икона Спас Нерукотворный

Учение о почитании икон, основанное на Священном  Писании и утверждённое обычаем первых христиан, оставалось неприкосновенным до VIII в., когда  иконоборческая ересь, возникшая под влиянием обитающих по окраинам Византийской империи иудеев и мусульман, охватила со временем верхушку политической и церковной власти Византии.

История иконоборческого движения делится на два периода: первый период продолжался с 726 по 780 год и официально закончился седьмым Вселенским собором 787 года; второй период продолжался с 813 по 843 год и закончился так называемым Восстановлением Православия, причём оба раза восстанавливали иконопочитание женщины на византийском престоле, Ирина и Феодора.

На десятый год своего правления, т. е. в 726 году, император Лев III, по словам хрониста Феофана, "начал вести речь об уничтожении святых и досточтимых икон". Первым деянием император приказал уничтожить очень почитаемую икону - статую Христа, стоявшую над одной из дверей Халки - так назывался великолепный вход в императорский дворец. Уничтожение иконы вызвало возмущение, в котором главное участие приняли опять-таки женщины. Посланец императора, которому было велено уничтожить икону, был убит, за что защитники иконы Спасителя понесли тяжёлые наказания. Это были первые мученики иконопочитания.

Справедливости ради надо признать, что нестроения возникли не на пустом месте. Среди жителей Империи появился странный обычай брать иконы в восприемники детей, примешивать соскобленную с икон краску в евхаристическое вино, причастие класть на икону, чтобы получить его из рук святых и т.д. Иконы неподобающим образом были изнесены, так сказать, из сакральной сферы в быт – у византийской аристократии  вошли в моду наряды, сплошь затканные священными изображениями...

Об опасности профанации говорят уроки истории и нам, водружающим на свои грешные главы платочки с изображением святителя Николая или блаженной Матроны в пустой надежде таким образом приобщиться святости упомянутых угодников Божиих. А ведают ли, что творят производители календарей и пластиковых пакетов с нанесёнными на них ликами святых?

В православных СМИ нередко встречаются пассажи про то, как то там, то здесь «икона спасла», «икона исцелила». При этом люди не задумываются о том, что исцеляет и спасает Бог, а икона есть только «окно», посредством которого по вере молящихся подаётся благодать, напоминающая об ином, духовном, мире и делающая нас – но лишь отчасти, «как через тусклое стекло» - причастными ему…

Икона Богородицы…Враждебное к иконам настроение Льва вызвало серьезное противодействие. Константинопольский патриарх Герман и римский папа Григорий II высказались решительно против политики императора. В Греции и на островах Эгейского моря вспыхнуло восстание во имя защиты икон, подавленное, правда, императорскими войсками. Политика Льва III нашла отповедь в трёх знаменитых защитительных словах против порицающих иконы  Иоанна Дамаскина, жившего тогда в пределах арабского халифата.

Константин V Копроним (741-775), преемник Льва III, решил созвать собор, который призван был обосновать иконоборческую политику, одобрить её и тем самым создать в народе убеждение в правильности императорских мероприятий. Собор состоялся в 754 году.

Преследование икон после собора стало проводиться в жизнь с неумолимой жестокостью. Иконы разбивались, сжигались, замазывались и подвергались всяческим поруганиям. С особенной яростью ополчились гонители против  почитания Божией Матери. Против иконопочитателей начались жестокие репрессии, сопровождавшиеся казнями, пытками, конфискациями и изгнанием.

Вместо икон в храмах появлялись изображения деревьев, птиц, зверей или сцен охоты, цирка, театра и т.д. По свидетельствам очевидцев, Влахернский храм в Константинополе, лишённый прежнего своего благолепия и расписанный по-новому, превратился "в овощную лавку и птичник". При уничтожении живописных икон, мозаик, фресок и статуй погибли многочисленные шедевры, рукописи, украшенные  миниатюрами.

Одновременно с преследованием икон шло и преследование мощей. Упорное ожесточение проявил Константин V также по отношению к монахам, этим "идолопоклонникам и мраколюбцам", и монастырям. Монахи подвергались всяческим преследованиям: их заставляли облачаться в светское платье, вступать в брак; они, держа женщин за руки, должны были приходить на ипподром при насмешках и оскорблениях собравшегося народа. Монастыри отбирались и обращались в казармы и арсеналы. Монастырские имения конфисковывались. Светским людям запрещалось искать убежища в монашестве. Все это повело к тому, что многочисленные монахи уходили в места, не затронутые императорской политикой, что способствовало, по промыслу Божию, распространению православной веры.

Пятилетнее правление преемника Константина V, Льва IV Хазара (775-780), по сравнению с царствованием его отца, принесло некоторое успокоение во внутренней жизни Империи.
Со смертью Льва IV (780) окончился первый период иконоборчества.

Икона Торжество ПравославияИз-за малолетства сына Льва Константина, государством стала управлять мать, гречанка Ирина, втайне всегда хранившая верность отеческим преданиям и полная решимости восстановить иконопочитание.

По определению VII Вселенского собора, созванного ею в г.Никее, иконопочитание было восстановлено. Седьмой собор утвердил, что икона есть особая форма откровения Божественной реальности, и через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих.  Анафема объявлялась всем, "обзывающим священные иконы идолами, говорящим, что христиане прибегают к иконам, как к богам, и что кафолическая церковь когда-либо принимала идолов". Обращение монастырей в обыкновенные жилища подверглось великому осуждению. Большое внимание было обращено собором на укрепление нравственности духовенства: осуждалось приобретение церковных должностей за деньги (симония), запрещались двойные, т. е. смешанные, монастыри и т. д.

Значение Никейского собора заключается не только в восстановлении почитания икон. Он также собрал воедино богословские доказательства в пользу иконопочитания, которые православные смогли противопоставить иконоборцам, когда наступил второй период иконоборческой смуты.

В 843 году при регентстве царицы Феодоры состоялся церковный собор, утвердивший и одобривший все определения VII Вселенского собора.

ДОГМАТ

о иконопочитании Трехсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора, Никейского

Храним не нововводно все, писанием или без писания установленные для нас Церковные предания, от них же едино есть иконного живописания изображение, яко повествованию Евангельския проповеди согласующее, и служащее нам ко уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе. Яже бо едино другим указуются, несомненно едино другим уясняются. Сим тако сущим, аки царским путем шествующе, последующе Богоглаголивому учению Святых Отец наших и преданию Кафолическия Церкве, (вемы бо, яко сия есть Духа Святого в ней живущего), со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем:

подобно изображению честнаго и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея Святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие.

Пожертвование

Воскресная школа Светоч

проводит набор учащихся
на 2017-2018 уч.год

8 (963) 770-75-80
8 (963) 771-97-64

Подробнее...

Огласительные беседы

В нашем храме
проводятся:

Исповедальные беседы духовенством
во время исповеди

Огласительные беседы катехизаторами
каждую среду и воскресенье
после вечернего Богослужения
с 18:30 до 19:30

Поступление в
Николо-Угрешскую
семинарию

Поступление в Николо-Угрешскую семинарию
Поступление в Николо-Угрешскую семинарию