Паломничество в Древнюю Русь

 

Паломничество в Древнюю Русь (8-11 февраля 2013 г.)

Зима ничему не помеха. Летних каникул когда ещё дождёшься, и пролетают они так стремительно, что не успеваешь сообразить, куда сильнее тянет – то ли кости погреть и упокоить, то ли, наоборот, посильнее растрясти.… В старые времена паломничество и комфорт исключали друг друга - не то, что теперь.…С этой точки зрения зимнее паломничество приносит бОльшую пользу. Когда же и потомить томящие нас страсти, как не на студёном ветру и под ледяным дождём!

Новгородское княжество. Русь изначальная! Великий некогда город на стыке Запада и Востока – отсюда катились на нас валы разорительных нашествий, в их огне сгорали несметные богатства купцов и бояр новгородских – и только воздвигнутые их усердием белые церкви, чудом Божиим хранимые, стоят, нетленные.

Когда в 1944 году Новгород был, наконец, очищен от немцев, навстречу освободителям вышли – или вышел? – 51 человек!

Такова судьба этого города. Сгорать дотла, но сохранять самое дорогое. Нигде экскурсоводы не любят рассуждать о культурном слое так, как в Новгороде – можно подумать, что только этот кусок суши утюжит Время.…Но не могу отделаться от чувства, что этот самый слой только здесь насквозь пропитан кровью…

Давно уже не гремит слава Великого Новгорода на торговых площадях, утих гомон кулачных боёв на Волхове – нас встречает на перроне Тишина. В седьмом часу утра в Москве жизнь бьёт ключом, формируются первые заторы на въездах в город – а тут тёмные окна, пустынные улицы, только редкие «жаворонки» нахохлились на автобусных остановках.

В темноте мы не успеваем как следует рассмотреть город – наш путь лежит в Старую Руссу. Где-то в стороне остаётся Михаило-Клопский монастырь, не так давно начавший новый отсчёт времени.

На берегу Ильмень-озера, плотно укрытого снегами и туманами, стоит церковь Успения Пресвятой Богородицы – почти новая по местным масштабам (построена по проекту итальянского архитектора Гаэтано Киавери в 1726 году). Но не ради заморского зодчего мы делаем здесь остановку. Это древняя Коростынь, где злосчастный князь Игорь собирал дань, стоившую ему жизни. Сюда Добрыня был послан князем Владимиром - крестить непокорных новгородцев. Здесь же и закатилось солнце новгородской вольницы в 1471 году.

Московское войско разбило новгородское на реке Шелони, и подчинило гордый город под высокую руку Ивана III. Московское княжество превратилось в Русское царство! Настоятель Успенской церкви о. Николай едва ли не единственный чтитель памяти этого выдающегося Государя и эпохального события, совершившегося на этих берегах!

14 июля, в день Шелонской битвы, и 24 августа, в день подписания мирного договора, батюшка собирает у себя горстку людей, у которых не совсем ещё отшибло историческую память. Скромный «провинциальный» Крестный ход возвращает к тем далёким временам и богатырским подвигам наших предков, утвердившим державную славу Москвы. Эх! «И в Израиле не нашёл Я такой веры!..»

В занесённой снегом деревушке печалуется батюшка о нехватке любви к славному герою московскому! Нам стыдно, батюшка, правда!

Москва всегда «славилась» своей беспамятностью - любит начинать с чистого листа.…То ли, по слову лесковского героя, «у нас... другое образование, и с предковскими преданиями связь рассыпана, дабы всё казалось обновлённее, как будто и весь род русский только вчера наседка под крапивой вывела»!

Новгород – это то самое место, где пошатнувшемуся в своём сознании «общечеловеку» удаётся ощутить под ногами твёрдую национальную почву, исторический фундамент бытия, который не поколебать никаким революциям. Но отчего же не спешим мы сами в эту спасительную гавань, где ещё предки наши навыкли укрываться от бурных водоворотов житейского моря? Стоит на новгородской земле Николо-Косинский монастырь. Женский. Хотя в конце XII века его основали ученики преподобного Варлаама Хутынского Константин и Косма, чьи мощи поныне пребывают под спудом в Никольском храме. В XVII веке обитель была разорена шведами, в XVIII – бедностью и пожарами, но каждый раз возрождалась. Незадолго до революции на месте монастыря возникла женская община, и строительство развернулось полным ходом. К 1913 г. в обители проживало 72 человека….

В годы войны в Никольском храме располагался немецкий штаб, а статная колокольня храма преподобного Варлаама служила вышкой для стрелков. Уходят от нас последние очевидцы той войны, а храм до сих пор стоит в том виде, в каком застал день победы. И если бы ещё так! Не так пострадал храм от войны, как от мародёров, растащивших добротный кирпич на свои бани и огороды…

11 августа 2000 г. в день памяти преподобных отцов-основателей в обители была отслужена первая литургия. И вот уже 10 лет борется с запустением на святом месте матушка Надежда. ОДНА. Воин в чистом поле.…Ни тени уныния в сияющих глазах. Чистота и благолепие в древнем храме. С помощью немногих благодетелей отстроен сестринский корпус. Птичий двор (павлины!), теплица, сады и огороды. Разысканы в архивах и увековечены на доске воздушной часовенки имена новомучеников – расстрелянных в 1938 г. о. Сергия с сестрами обители сия…

Всё есть! Нет одного. Главного. Не приносится поутру Бескровная Жертва, не поёт сестринский хор… Петь некому. Матушка ОДНА.

Кольца монастырей всегда окружали Новгород. «За три поприща» от него находится монастырь святого великомученика, Победоносца и Чудотворца Георгия, на протяжении столетий традиционно именуемый Юрьев (Юрий - диалектная форма имени Георгий). Он принадлежит к числу древнейших обителей не только Новгородской епархии, но и всей России. Он был основан в 1030 году сыном равноапостольного крестителя Руси, православным русским князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий и глубоко чтил своего небесного покровителя, посвятив ему монастыри в Киеве и Новгороде.

Построенный князем Ярославом на берегу Волхова у самых его истоков монастырь первоначально был деревянным, как и его соборная церковь св. Георгия. В 1119 году повелением еще одного выдающегося русского военачальника и правителя святого благоверного князя Мстислава Великого был заложен каменный храм.

Современный облик Георгиевского собора, по своим размерам уступающего только Софии Новгородской, достаточно близок к первоначальному. Внутреннее убранство собора отражало его характер и назначение главной церкви монастыря и одновременно княжеского храма. С конца XII века Георгиевский собор монастыря служил местом последнего упокоения не только настоятелей обители, но русских князей и новгородских посадников.

С 1995 года в Юрьеве возобновилась монашеская жизнь, а со временем в нём разместилось и Новгородское духовное училище. В его библиотеке нам показали собранные жителями в возрождённую обитель раритеты – старопечатные книги, редкости на разных языках, а также свидетельства недавних дней – на обложке Ленин (на польском!), а внутри акафист Взысканию погибших….переписанная благочестивой рукой Псалтирь в ученических тетрадках…

….Ну не отлетел же он от нас совсем, кроткий и несокрушимый дух этих неведомых исповедников Православия! Или численная скудость делателей на ниве Христовой в наше время компенсируется невероятной силой их веры, сдвигающей горы?

…Живёт в Перынском скиту, приписанном к Юрьеву монастырю, отец Димитрий. На этом высоком берегу стоял в древности идол с позлащёнными усами, приносились ему кровавые жертвы, отсюда был низринут в быструю реку. Тысячелетнее торжество Креста Господня ознаменовалось здесь самой маленькой в Новгороде церковью Рождества Богородицы XIII века, давшей имя и самому скиту.


Заповедная роща и несравненная красота Ильмень-озера всегда привлекала толпы туристов с самыми разрушительными последствиями. О. Димитрий реагирует на них философски: «Самое главное на свете что? Любовь! Если ты любишь свою Наташу, ты всё равно ей шашлык пожаришь. Так не жги, не руби деревья - возьми в скиту дрова, даром!» На калитке у батюшки висит ящичек для пожертвований, и на эти денежки он покупает бросовую древесину, самолично пилит на дрова и раздаёт «нуждающимся».

А ещё скит выпускает популярные цветные издания в один лист с поучительными рассказами из истории и с описанием местной живности - с собственными иллюстрациями. И стихают как-то бесчинства в роще, не пустует небольшая стоянка у ворот скита – заруливают новгородцы на огонёк к отцу Димитрию, а поговорить всегда есть о чём…

Благослови наш путь, отче Варлааме! Последняя остановка на новгородской земле – поклон её небесному покровителю. Варлаамо-Хутынский монастырь находится верстах в десяти от Новгорода, и прославлен он множеством чудес за долгие века своего существования. В середине 90-х здесь зародилась женская община, первоначально составленная из сестёр Пюхтицкого монастыря. Это с ними пришла традиция складывать дровишки в круглые стога, в отличие от более привычных у нас поленниц.

Сестры выстроили маленькую часовенку на верху горки, землю для которой наносил в своей шапочке Преподобный, и теперь ходят туда за исцелением от болезней, а заодно освящают для паломников платочки, чтобы головка не болела.

…Будем помнить тебя, святорусская земля, в своём вавилоне, мир тебе! Издалека осеним себя крестом, повернувшись в сторону Софии Новгородской – пусть ничто не потревожит голубка на её куполе из чистого солнечного света…

 

 

 

Фотогалерея "Паломничество в Древнюю Русь"

 

Пожертвование

ХРАМ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ В ЧЕРТАНОВЕ НУЖДАЕТСЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ УБОРЩИЦЕ

За справками просьба обращаться к Татьяне Алексеевне:
8 (963) 770-76-22

Поступление в
Николо-Угрешскую
семинарию

Поступление в Николо-Угрешскую семинарию
Поступление в Николо-Угрешскую семинарию