Ежедневно: Божественная Литургия в 8 часов, вечерня и утреня в 17 часов
Акафисты: по вторникам в 19 часов, по воскресеньям в 17 часов
В праздничные дни: Божественная Литургия в 8 часов, всенощное бдение в 17 часов
По окончании Божественной Литургии совершаются водосвятные и общие молебны
Панихиды совершаются ежедневно
Почему-то все знакомые, с кем ни заговоришь, наперебой засобирались в Крым. А впрочем, кого это удивляет? История и политика не оставляют нам выбора...
Ну, что ж... Ударим, как говорится, автопробегом! По мировой контре! По санкциям и чёрным спискам! Мы все в них состоим давно, не надейтесь!
...До чего весело и славно вырулить на рассвете на гладкий путь трассы М-4 и знать, что впереди плещется где-то за горизонтом Чёрное (Русское, по древним источникам) море, качаются верхушки кипарисов и благоухает крымская мимоза! Федеральная трасса «Дон» не оставляет камня на камне от злопыхательств критиков, вечно ищущих проявлений двух открытых ими российских бедствий. Дорога дивно хороша!
С самого начала договариваемся считать свою поездку приключением, а не перемещением из пункта А в пункт Б. Это разгружает психику и позволяет без спешки насладиться каждым километром любимой Родины, разворачивающей перед твоим изумлённым взором все свои красоты в последовательной смене климатических поясов.
Платные участки дороги в конце июня ещё не превратились в источник заторов, и мы развиваем предельную для своих скромных лошадиных сил прыть, «включив счётчик». Весь путь до Крыма вместе с блужданием по просёлочным дорогам Воронежской губернии, включая взносы дорожникам, траты на бензин и Керченскую переправу обошёлся в 3,8 тыс. руб. Делим на двоих – сущие копейки!
К Воронежу подлетаем на хорошей скорости, усталости не чувствует никто. На этот случай заготовлен план альфа: поворачиваем на Лиски и пробуем отыскать в изгибах Тихого Дона монашеские обители, куда не часто достигают московские паломнические службы. Забегая вперёд, скажем, что крюк пришлось сделать от трассы километров триста – но, возможно, если не плутать, как плутали мы, лишённые навигаторов и спутниковой связи, если не полагаться по старинке на расспросы местных жителей, то получится и сократить путь.
Повернув по указателю на Лиски, едем до кругового перекрёстка, на нём выбираем как раз не Лиски, а следующий, третий съезд, на Острогожск.
...Солнце стояло в зените, и, сверкая чешуйчатой спинкой, у подошвы горы змеёй извивалась неторопливая река. В живописной местности при слиянии рек Дона и Тихой Сосны многочисленные известняковые горы возвышаются там и сям, их вершины увенчаны величественными пирамидальными меловыми столбами, «дивами». От них получила своё название и вся окружающая местность – Дивногорье.
Первые монашеские поселения возникли здесь, по преданию, ещё в первые века христианской эры, и потом долго существовали на территории хазарского каганата, как видно, не слишком притесняемые от его властей.
В меловых пещерах мы нашли несторианский храм со звездой в куполе и алтарём, повёрнутым на юг. Трудно удержаться, чтобы не попробовать ноготком чистый 99%-й известняк этих стен – так ли он мягок, как кажется. Касаюсь пальцем стены – остаётся еле заметная царапина. Ходы в горе буквально прогрызены, а потом податливый и мягкий материал выдержал испытание временем и оказался на удивление прочным.
Предание говорит, что собственно монастырь в Дивногорье был основан в XII в. иноками Ксенофонтом и Иоасафом - греками с острова Сицилия. Оттуда ими был привезён образ Божией Матери, получивший в России наименование «Сицилийская». Недавно здесь были найдены известняковые надгробные плиты с надписями на греческом языке, свидетельствующими, что под ними погребены византийские монахи.
Какое-то время монастырь пребывал в запустении. В 1640 г. жизнь обители в Дивногорье возобновили малороссийские казаки, бежавшие от евроинтеграции, подальше от главных интеграторов того времени, польских подданных Ватикана.
Так, с перерывами, монастырь просуществовал до 1924 года, когда комиссары покончили с ним, как они полагали, навсегда. Мученики-иноки были утоплены в речных водах, туда же последовала за ними и богатейшая монастырская библиотека... «Герои революции», восстанавливавшие в устроенном на пепелище санатории своё здоровье, расшатанное на баррикадах и в братоубийственной бойне, растащили всё, что можно было унести и вывезти из монастыря.
Летом 1997 г. Дивногорский Успенский монастырь возвратили Русской Православной Церкви. Был расчищен и восстановлен один из пещерных храмов, в нём начались богослужения. Потянулись на благоухание молитвы первые прихожане. К радости верующих, уцелела одна из главных святынь Воронежского края, занявшая своё место в возрождённом Дивногорском монастыре - Сицилийская икона Божией Матери.
Всего в обители три храма: каменный соборный в честь Успения Божией Матери (освящён в 1658 г.) с двумя приделами - во имя свт. Николая Чудотворца (освящён в 1851 г.) и во имя свт. Митрофана Воронежского (освящён в 1852 г.), каменный храм в честь Сицилийской иконы Божией Матери. В меловом столпе, на верхнем скате горы, высечен в скале храм в честь Рождества Иоанна Предтечи.
Храм святого пророка и Предтечи Господня Иоанна освящал святитель Митрофан Воронежский, а присутствовал при этом не кто иной, как молодой Государь Пётр Алексеевич во время своего Азовского похода.
Храм спрятан внутри горы, как в пасхальном яичке. Его гулкие своды покрыты зелёными водорослями – в сущности, эти микроорганизмы имеют допотопное происхождение, ведь осадочные породы белоснежных скал были когда-то на дне морском…Многое и многих же они пережили!
Температура здесь не меняется никогда, не превышая, если верить нашему провожатому, местному краеведу, +6 градусов. Мы проникли в храм прямо с полуденного зноя, но никакого холода не ощущаем, только приятную свежесть.
Открывая для нас древнюю обитель, исследователи убедились, что рядом с братской трапезной, которая находится здесь же, при тех же градусах, нет ничего, что напоминало бы печи или какие-то места для приготовления пищи...
Вице - адмирал Корнелий Крюйс, гостивший здесь вместе с петровской эскадрой, описывает это так: "Сии люди живут зело благоговейно и не едят ничего кроме рыбы. Его величество изволил со всеми имеющимися господами так кушать; в которое время немалая пушечная пальба с кораблей была. Но каждый раз монахи удалялись и затыкали руками свои уши".
По тёмным коридорам скальной обители не пройти без свечи, и её неровный свет то и дело освещает работу неутомимых Васи и Пети, которые здесь были. Ни у кого не поднялась рука уничтожить эти хулиганские надписи – «Вася» расписался…в 1914 году. А потом – и в 41-м... Как раз накануне...
Архаичный «Виля» поставил свою подпись в 1863-м, кто-то неизвестный – в 1833 году. Пушкин был жив ещё...
В Дивногорском монастыре существует паломническая гостиница, но оставаться после вечернего богослужения на ночь в мужском монастыре нам показалось предосудительным. А между тем, солнце уже скатывалось совсем низко, и очень не хотелось остаться отдыхать в чистом поле в этих былинных пейзажах...
На всякий случай ещё в Москве мы позвонили по указанному на сайте Костомаровского Спасского женского монастыря номеру 8(473-94)54-637, который отпирает, похоже, все замки – от руководства обители до паломнической службы. Как потом выяснилось, в том числе и собственно замок от ворот! Нас радушно пригласили, но почему-то уверенности особой не было...
Но отступать некуда, и мы снова ринулись в неизвестный путь. Надо учесть, что в сознании местных жителей почему-то правое находится слева, и наоборот. Загадочные, таинственные места, натуральное Лукоморье!.. Успеть бы до захода солнца! В темноте у нас шансов нет…В последний момент, в звенящей тишине предзакатного покоя подруливаем к вратам обители несказанной красоты, уютно свернувшейся клубочком между двух пологих склонов, закрывших от нас задержавшееся ради двух беспомощных странниц на небе - уже южное! - солнце...
Горячий душ, мягкие постели в тихой келье сделали своё дело, и мы открываем глаза только за пять минут до утренней службы!...Пожертвования за постой нам предлагают оставить «где-нибудь на тумбочке», в любом размере, по возможности…После литургии карабкаемся на экскурсию, почти вертикально вверх.
...Спасский женский монастырь расположен в двух километрах от правого берега реки Дон близ села Костомарово Подгоренского района Воронежской области. Те же меловые горы, те же «дивы», прорытые вдоль и поперёк постниками и столпниками, избравшими эти места для своих подвигов. Их имена совершенно стёрлись из памяти людской, но не из Книги Жизни!
В конце XIX века археологом и краеведом Д. М. Струковым, обратившим внимание на особенности древней церковной архитектуры, была выдвинута гипотеза о возникновении пещерных храмовых сооружений на Дону уже в первые века христианства.
Следуя этой гипотезе, самовидцы и путешественники замечают поразительное сходство Донских подземных монастырей с древними пещерными сооружениями Каппадокии. Даже природный ландшафт Костомаровской обители местами удивительно похож на эту причудливую скалистую местность в Малой Азии.
Этому предположению не противоречит гипотеза о том, что создание подземных храмов на Дону было следствием распространения иконоборческой ереси в VIII в., когда православные монахи бежали от преследований из Византийской империи в Сирию, Палестину, на Кавказ и в Крым. Через Чёрное и Азовское моря некоторые из них проходили по Дону в наши пределы, где в толще меловых скал создавали пещерные храмы.
Известный русский церковный историк и богослов А. В. Карташов в своей книге «Очерки по истории Русской Церкви» говорит о том, что в VII-VIII вв. на территории Хазарского ханства византийские монахи вели активную проповедь христианства. Результатом этой проповеди стало создание внутри каганата православной епархии со своим епископом.
Начиная с X века до второй половины XVII столетия, окрестности Нижнего и Среднего Дона были обращены кочевниками в Дикое поле. Из-за постоянных набегов, совершаемых в течение почти семи веков печенегами, половцами, татаро-монголами, крымскими и ногайскими татарами, эти места опустели, а монастыри, по всей вероятности, были заброшены.
О Костомаровских пещерах первое письменное упоминание появилось только в конце XVIII – начале XIX веков.
После 1917 года в пещерах тайно продолжали свой молитвенный подвиг некоторые подвижники. До недавнего времени были живы люди, которые рассказывали, как в середине 20-х годов они собирали одежду и продукты для скрывавшихся в пещерах монахов. Особой известностью пользовался блаженный старец Петр (Еремеенко), уроженец села Белогорье.
Старец святой и препростый стяжал великие духовные дары прозоливости и врачевания телесных и душевных недугов. В конце тридцатых годов блаженный Петр был арестован и отправлен в Острогожскую тюрьму. Там, по официальным данным, он и скончался. Сейчас в память о молитвенных подвигах этого удивительного старца на горе воздвигнута часовня, внутри которой возвышается деревянный крест, а снаружи на восточной стене находится мозаичная икона священномученика Петра (Зверева), возглавляющего сонм новомучеников и исповедников воронежских, к которым по праву можно отнести и блаженного Петра Еремеенко.
Когда старец Петр навсегда покидал Костомаровские пещеры, он сказал: «Сейчас Петрушка, а потом будет Андрюшка». Эти слова оказались пророческими. После войны костомаровская община добилась разрешения возобновить в пещерном Спасском храме богослужения. В те годы в пещерной церкви подвизался юродивый, называвший себя Андрюшкой. Он был уроженцем села Клеповка Бутурлиновского района Воронежской области, имя его было Андрей Васильевич Попов.
Во время войны в одном из кровопролитнейших боев он единственным из всех однополчан остался в живых. После сражения его подобрали тяжелораненым и отправили в госпиталь. Придя в себя, Андрей Васильевич принял решение всю оставшуюся жизнь посвятить Господу.
Вернувшись с фронта, он в скором времени удалился в Костомаровские пещеры. В Спасском храме, по свидетельству очевидцев, он вместе с другими подвижниками расширил и углубил пещерные ходы и создал второй придел в честь свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и Софии. Вскоре люди заметили прозорливость блаженного старца.
Пребывая в многолетнем затворе, старец претерпел сильную духовную брань, которую отразил в своем письменном творчестве, имеющем своеобразную художественную форму, изобилующую иносказаниями и пророчествами по подобию псалмов.
Незадолго до нового закрытия Костомаровских пещер блаженный Андрей подвергся нападению со стороны властей района, но Господь чудесным образом сохранил его от преследований и предполагавшегося ареста. Последние годы жизни старец провел в одной благочестивой семье. В доме под печкой он вырыл себе пещерку, где нёс свои затворнические подвиги. Умер блаженный Андрей в 1982 году.
9 октября 1959 года Спасская церковь была закрыта и община разогнана в ходе очередной антирелигиозной кампании. До 1993 года Костомаровские пещеры находились в запустении, когда, наконец, начались работы по их расчистке. В 1997 году здесь был открыт Спасский женский епархиальный монастырь.
Богослужения совершаются в храме в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». В пещерах – Спасский храм и необыкновенная церковь прп. Серафима Саровского, все иконы в которой вырезаны в известняке! Ласточки вьют гнёзда, сидя на херувимех!...
Главная святыня обители – Костомаровская икона Божией Матери, написанная на цинковом листе художником Василием Шокоревым. Она напоминает Валаамскую – Пречистая Дева изображена в полный рост, с Божественным Младенцем на руках. В безбожные времена икона, должно быть, служила мишенью для нечестивцев, но, то ли стреляли спьяну, то ли дрогнула-таки рука в последний момент – ни одна из шести пуль не коснулась Божественных ликов. Некоторые пронзили звёзды на мафории Божией Матери, другие – сияние Небесной Славы над Её головой. Только одна пуля новоявленного иуды смертельно ранила Богомладенца - прямо в сонную артерию...
Рана дала о себе знать уже в наши дни – кровь показалась на копии иконы, хранящейся в Спасском пещерном храме…Остаётся покаянными слезами омывать кровавые раны Божественного Страдальца детям и внукам тех, кто по вражию наущению повернул оружие против своего Спасителя, и этим обрёк на мучения последующие поколения славян. Кстати, здесь с давних пор компактно проживают потомки тех самых малороссийских казаков, беженцев, что спаслись триста лет назад в этих местах под скипетром русских царей от окатоличивания.
Украинцы, так сказать. Мы постучались в первую попавшуюся калитку спросить, как всегда, дорогу – ответ прозвучал на чистейшей мове, на какой и в Киеве уже, наверно, не говорят. Вот вам и кровь на иконе, вот вам и самоубийственные выстрелы… Остановитесь, люди, как бы взывает расстрелянная Богородица, одумайтесь – ваши же братья православные гибнут от ваших «Градов» и «Ураганов»! И сестры…дети малые…Над всеми – Бог!...
…Запах крови сюда приносит ветер... наша трасса совсем близко пролегает от границы Луганской республики. Где-то царапает память табличка - «Изварино»… А вот направление на Луганск – ближе, чем до Ростова…Мы летим вперёд, мысленно посылая свои горячие молитвы в правое открытое настежь всем ветрам окно...
В нашем храме
проводятся:
Исповедальные беседы духовенством
во время исповеди
Огласительные беседы катехизаторами
каждые пятницу и воскресенье
после вечернего Богослужения
с 18:30 до 19:30
Дому социального обслуживания "Чертаново" требуются волонтеры
тел. 8 (963) 771-57-84
Подробнее...