Ежедневно: Божественная Литургия в 8 часов, вечерня и утреня в 17 часов
Акафисты: по вторникам в 19 часов, по воскресеньям в 17 часов
В праздничные дни: Божественная Литургия в 8 часов, всенощное бдение в 17 часов
По окончании Божественной Литургии совершаются водосвятные и общие молебны
Панихиды совершаются ежедневно
Они двигались гуськом по узкой тропе. Тропка лентою убегала всё выше и выше в горы, теряясь среди деревьев. Могучие буки своими кронами полностью закрывали небо. Над головами путешественников медленно покачивались ветви деревьев, а ноги утопали в опавшей, уже высохшей, шуршащей листве.
Первым шёл дядя Юра, он вёл их маленький отряд. Следом за дядей Юрой шли Арсений с другом Пашкой, за ними - мама с Танюшкой, а замыкающим шёл папа. У бывалых туристов такой закон, что первым и замыкающим группы идут самые опытные, лидер прокладывает путь, а последний контролирует, чтобы не было отстающих.
Сегодня выходной день, но мама Павлика на работе. Она отпустила сына в поход под присмотром родителей Арсения. От села Богатырь дорога шла широкая, но чем выше в горы, тем уже становилась, пока не превратилась в тропку. Более часа они находились в пути и решили сделать привал. В лесу настоящая крымская осень: тепло, буйство красок, лёгкий шорох, не то листвы, не то ещё чего-то неуловимого. На тропе валяются лесные яблоки. Они бледно-жёлтые, значит, уже созрели. Павлик и Арсений пробуют падалицу. Яблоки горько-кислые на вкус, мальчики далеко отбрасывают их в траву.
- Ну, ребятки, - смеётся дядя Юра, - эти яблоки просто так есть не надо. Лучше соберём их.
Дядя Юра достал небольшой целлофановый пакетик и начал собирать падалицу. Мальчики помогают ему, пакетик быстро заполняется. Дядя Юра отсортировал яблоки.
- Друзья, гнилушки не подбирать, только целые!
- Дядя Юра, а зачем нам эти яблоки? Они всё равно невкусные, - говорит Павел.
- А вот увидишь, пока это секрет, – подмигивает дядя Юра.
- Юрий, ты давно ходил этим маршрутом? – интересуется мама.
- Давно, - отвечает дядя Юра. - Еще со школьным турклубом. Нас водил тогда Александр Васильевич, почти тёзка нашего учителя. Но мы звали его просто «дядя Саша».
- Может, покормить детей? – спрашивает мама.
- Нет! - говорит дядя Юра.
- Впереди крутой подъем, на полный желудок будет тяжело идти, а вот попить можно.
Мама поит всех чаем с конфетами и печеньем.
После короткого привала идти хорошо. Кажется, тропинка быстрее бежит в горы, и идти стало веселее.
- Вот доберемся до вершины, расскажу вам одну историю, – обещает дядя Юра.
Метров за сто, сто пятьдесят до вершины - родник. Водичка в нем холодная, чистая и очень вкусная. Вот и пригодились пустые пластиковые бутылки, содержимое которых выпили еще по дороге в жарком автобусе.
Тропинка преодолевает последний самый крутой подъём и выводит путников наверх. Полоса леса здесь резко обрывается. Вот и вершина. Невдалеке видится знак — это самая высокая точка, 1172 метра над уровнем моря – гора Сотера. Правда, местные жители называют её «Лысая» - и понятно, почему. Макушка горы – словно облысевшая голова, покрытая травами, она кажется голой после букового леса.
- Господи, кажется, поднялись! – мама тяжело дышит. Вот так подъём!
- Валечка, ты только посмотри, вид-то какой! – говорит папа. Они подошли к самому краю обрыва, только уже с противоположной стороны от места подъёма. Словно в сказочной панораме – горы! Горы, горы, и снова горы: и поросшие густым лесом, и голые скалы. Прямо перед ними - Ай-Петри, а внизу под пологом леса – Большой Каньон.
Сверху он виден лишь узкой ломаной линией. Путешественники прошли немного в сторону от вершины и нашли уютное место для отдыха. Арсений, Павлик и Танечка кинулись собирать дрова для костра, мама достала припасы. Теперь можно плотно пообедать, все успели проголодаться за день.
Развели костёр. Дядя Юра, словно волшебник, извлёк из своего рюкзака походный котелок. Вот и лесные дары пригодились! Кроме диких яблок, по дороге дядя Юра собрал ещё немного ягод кизила, плодов шиповника. Всё это он сложил в котелок, залил родниковой водой и поставил на огонь. Отвар немного покипел, и дядя Юра разлил по чашкам ароматный бледно-розовый лесной чай.
- Сахар добавляйте по вкусу!
- Вкусно, очень вкусно! – оценили ребята.
- Да, даже без сахара прекрасно, – сказала мама. Отвар получился чуть кисленький, очень ароматный, он хорошо утоляет жажду.
- Дядя Юра, а ты хотел нам что-то рассказать, - вспомнил Арсений.
Дядя Юра улыбается.
- Вот времечко-то как быстро летит. Кажется, ещё вчера тут сидел наш школьный отряд, мои друзья по турклубу, и вот я уже привел сюда моих племянников.
Историю, которую я вам сейчас хочу рассказать, поведал нам Александр Васильевич. Это его личная история. Он коренной крымчанин, здесь родился, здесь жила его семья, и Великую Отечественную войну они встретили здесь. Со всей своей семьёй он ещё мальчишкой оказался в партизанском отряде. И дядя Саша, таким вот пацаном, как Арсюха и Павка сейчас, стал связным. Мальчишке было легче пробраться там, где взрослого могли заметить и схватить. Конечно, чтобы быть связным, требовалось немалое мужество.
Для достоверности я попытаюсь пересказать историю дяди Саши от первого лица, как когда-то он сам рассказывал нам.
* * *
«У меня было очень ответственное задание. Важное сообщение из партизанского отряда для подпольщиков нужно было спрятать в тайник на подходе к городу. Из тайника сообщение должен был забрать связной подпольщиков. Сообщение было спрятано в подкладке моего старенького пальто.
На случай, если мне повстречаются немцы, у меня была заготовлена легенда, что я, мол, из соседнего села, пас свою козу, и она убежала от меня. Вот я её-то и ищу. Но опасность всё равно была велика. Немцы умели обыскивать, и лучше было бы им не попадаться. Я прошёл, ребята, вот этими самыми местами, когда услышал лай собак.
Сомнений не было. Это были немецкие овчарки, отряд карателей прочёсывал лес. А надо сказать, чуть в сторону от вершины Сотеры находились развалины старинного храма. Очень древний христианский храм Христа Спасителя выстроили настоящие подвижники в труднодоступном месте. Храм был давно разрушен, остались лишь следы от кладки стен. Густая растительность полностью покрывала древние развалины.
Я понимал, что от собак спасения нет. Деваться мне было некуда. Недолго думая, я забрался в густую, по-осеннему пёструю, покрывающую развалины храма растительность, и притаился.
Из моего укрытия мне ничего не было видно, но хорошо слышно. Лай собак становился всё громче, каратели двигались в мою сторону - они приближались. Надо заметить, что в то время у нас в стране было атеистическое воспитание, я был пионером, молитв не знал. Но от страха я стал молиться своими словами, как умел. Спасти меня могло лишь чудо!
В молитвах я обращался ко Господу лишь с одной просьбой, чтоб меня не нашли немцы. Я не то чтобы услышал, а, кажется, ощутил всем своим существом, что собаки залились ещё более громким лаем, но странно, отряд карателей шёл траверсом ниже моего убежища в древнем храме. Кажется, от волнения я даже дышать перестал, лишь бы не выдать себя. А потом я услышал треск автоматной очереди, голоса немцев - они о чём-то переговаривались, вроде бы, даже смеялись.
В общем, они прошли мимо и не обнаружили меня. Чудо!
Где-то около часа я пролежал в своём тайнике. А потом осторожно вылез и пошёл на разведку.
Я обошёл храм и спустился ниже.
Дойдя до места, откуда доносилась стрельба, я понял, почему собаки поспешили сюда и не обнаружили меня. Тут находилось лежбище косуль! Небольшой родничок образовал идеальное место для водопоя, а укромная ложбина была очень уютной для отдыха животных. Собаки почуяли запах косуль, и охотничий инстинкт возобладал над «чувством долга». Они ринулись за добычей, а я пролежал, зарывшись в прелую листву, в густых зарослях колючих кустов, никем не замеченный. Пятна крови у родника свидетельствовали об удачной охоте.
Быстрыми шагами я пошёл прочь от родника, мысленно благодаря Господа за своё спасение. Я спешил выполнить задание. Дальше всё прошло спокойно. Я донёс сообщение и оставил его в укромном месте, после чего вернулся в отряд. Задание было выполнено!»
- Вот такую историю нам рассказал дядя Саша. Он так и сказал, мол, никому никогда не рассказывал, вам – первым.
- Все эти годы я помнил эту историю, – улыбнулся дядя Юра, – и так хотелось вновь вернуться на Сотеру к развалинам храма Христа Спасителя... сам не знаю почему.
- Дядя Юра, а что было потом? – спросил Арсений.
- Потом...
Наш герой перенёс все тяготы и лишения партизанской доли, остался жив, был награждён многими орденами и медалями. Он привёл нас сюда, показал развалины храма, рассказал эту историю. А потом мы с ребятами тоже спустились к заветному роднику и... спугнули косуль. Через столько лет животные снова отдыхали на облюбованном месте. Наши голоса встревожили их, косули выбежали из своего укрытия, а мы весело улюлюкали им вслед. Лишь дядя Саша молчал. И мне тогда показалось, что у него на глазах были слёзы...
- А вдруг они снова там?! – спросила Танечка. И мы все поняли её, даже не спросив, кто это «они». После обеда собрали вещи и, оставив место нашей стоянки, двинулись по тропинке в сторону храма. Тут действительно были густые заросли колючего тёрна, одичавших яблонь, кизила и шиповника. Но сам храм был расчищен от растительности. На месте алтаря стояли бумажные иконки, свечи, лежали букетики полевых цветов.
Разрушенный много веков назад, древний храм был жив. Словно в летаргическом сне, он ждал часа своего воскресения. Мы остановились. Молча постояли возле икон. Танечка положила маленький букетик пёстрых крымских цветов, собранных на лысой макушке Сотеры. Мама перекрестилась, её губы беззвучно прошептали молитву.
Дальше узкой тропой путники миновали заросли сладкого переспелого тёрна и стали спускаться к роднику. Косули выскочили неожиданно. Как они почувствовали присутствие человека – загадка. Мы ступали очень осторожно. Выбежав из ложбинки, животные секунду постояли, а потом мелькнули перед нами и скрылись в лесу. Это были две взрослые особи и малыш. Наверное, одна из взрослых косуль была его мамой. Животные так же неожиданно исчезли, как и появились, но Арсений, Павел и Танечка ещё долго смотрели им вслед...
В нашем храме
проводятся:
Исповедальные беседы духовенством
во время исповеди
Огласительные беседы катехизаторами
каждые пятницу и воскресенье
после вечернего Богослужения
с 18:30 до 19:30
Дому социального обслуживания "Чертаново" требуются волонтеры
тел. 8 (963) 771-57-84
Подробнее...