Ежедневно: Божественная Литургия в 8 часов, вечерня и утреня в 17 часов
Акафисты: по вторникам в 19 часов, по воскресеньям в 17 часов
В праздничные дни: Божественная Литургия в 8 часов, всенощное бдение в 17 часов
По окончании Божественной Литургии совершаются водосвятные и общие молебны
Панихиды совершаются ежедневно
Всякое доброе дело приносит радость людям лишь в том случае, когда оно произрастает из соборного вдохновенного труда, если с рассуждением и молитвой совершается во славу Божию – уверен о. Константин Сопельников, окормляющий как пастырь и как главный режиссёр театральную студию «Живоносный источник».
О необходимости усилить культурное влияние Православной Церкви на подрастающее поколение не раз говорил ещё святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, сетуя при этом на нехватку лидеров в этом непростом деле, причем не любых, а таких, которые всерьёз жили бы «жизнью своего объединения. Очевидно, что священник редко может себе это позволить», - констатировал Святейший в одном из своих выступлений. Как не порадоваться тому, что именно в наших местах случилось исключение из этого грустного правила! О.Константин сделался именно таким лидером – при всей своей занятости он не побоялся взвалить на себя непомерный груз забот о творческом и «бытовом» преуспеянии небольшого театрального коллектива, в котором «всё как у людей» – есть свой худрук, завлит, помреж, хореограф, костюмер, художник и композитор! Неважно, что некоторые должности могут совмещаться в одном лице – делателей мало!
Главное, что отличает студию от «настоящего» театра – так это то, что в нём нет никакого «актёрства», а есть – весёлая или печальная, но всегда духовно осмысленная жизнь. Да ещё то, пожалуй, что в отличие от «больших и малых театров», «Источник» не может себе позволить «иметь репертуар» и десять лет ставить один и тот же спектакль. Наши зрители этого не поймут!
Каждый год с приближением святочных дней радостное ожидание нового сюрприза охватывает всех, кто так или иначе причастен к нашей жизни. Зритель привык к ежегодным рождественским «подаркам» - ко всему хорошему привыкаешь быстро! Однажды в дни зимних каникул студия пригласила вспомнить евангельскую историю Рождества Христова в спектакле «Как прекрасен этот путь». Годом позже – погрузила гостей своего праздника в искромётно-плясовую стихию русских святок в ностальгической «поэме» «Рождество в Москве», в которой почитатели И.С.Шмелева легко узнают дорогие образы, будто только что сошедшие со страниц повести «Лето Господне».
…Вот и на этот раз в нетерпении съезжались к театральному подъезду многочисленные разновозрастные гости, охотно давая себя закружить в хороводы и шумные игры у ёлки. Зал скромного Дома культуры совхоза им. Ленина (!), любезно предоставленный хозяевами в распоряжение «столичных артистов», давно не видал такого аншлага!
…Сюжет спектакля навеян святочным рассказом Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», будучи, впрочем, достаточно традиционным для русской литературы вообще. Кому-то сам жанр святочного рассказа с его обязательной сказочной фабулой может показаться старомодным или слишком наивным – совсем другая, непохожая на сказку, реальность окружает наших детей с колыбели в этот жестокий век…
Но кто сказал, что в глубине своей детская душа не тоскует по свету и чуду среди этой кромешной тьмы, не чует природного влечения к чистоте и добру! И дети доказали это своими широко распахнутыми глазками, которые нет-нет, да и вспыхивали влажным блеском … благоговейной тишиной, которая не сломалась и тогда, когда последняя точка в спектакле была поставлена. Если учесть, что дети на сцене – самые что ни на есть обыкновенные, специально не обученные, остается удивляться режиссёрскому мастерству о. Константина, заставившему зал с затаённым дыханием сопереживать злоключениям Мальчика, трогательно и правдиво сыгранного Сашей Мендеевым.
Маленькие зрители (а среди них были и питомцы Детского дома № 9 и Дома ребёнка № 25) всею кровью своею почувствовали нерасторжимость уз, навеки связывающих дитя с его Матерью (Катя Добик), уз Любви, заключающей в себе отсвет великой любви Небесного Отца, которая освещает, освящает и просвещает всякого человека, пришедшего в мир. Над этой Любовью не властна и сама смерть, так что та не смеет даже явиться на сцене в своем пугающем обличье – по той простой причине, что её, в сущности, нет.
В православной традиции смерть как прекращение земной жизни и переход любящего Бога человека в вечность называется успением. Тихо и незаметно для Мальчика происходит в спектакле это успение - сначала уходит Мама, а потом и забирает сынишку к себе – на праздник превечного Рождества Сына Божия, на необыкновенную ёлку, которая выросла не из этой земли… В финале спектакля будто из зимних дымных облаков соткалась неведомо откуда эта ёлка – как символ величайшего чуда победы младенческой чистоты над всей злобой века сего!
Там, у Христа на ёлке, мы «позабудем всё плохое и страшное, что было на земле», как позабыл и Мальчик своё сиротское одиночество в мире людей, одиночество, которое в праздники ещё мучительнее!
Неласково обошлась с Мальчиком хозяйственная, но бессердечная Соседка (Оля Наумова), страж общественного порядка грубоватый Дворник (Андрей Гринёв),…и отчего-то не замечает его занятая своими рождественскими забавами разнаряженная к празднику детвора…
Как будто и нет среди наших персонажей отъявленных злодеев – напротив! Просто как часто – увы! – наше расширяющееся от радости сердце способно бывает вместить только очень уж ограниченное число «ближних», и то лишь тех, кто близок по естеству или по сердечной склонности…но кто остался за пределами этого тесного кружка? Предпочитаем не замечать… Все инстинкты упорно противятся уже самой только вероятности вдруг почувствовать боль!
Но Христос не отклонил эту чашу. Он принял эту боль за каждого из нас! Его Любовь не делится на части, а принадлежит каждому во всей своей полноте! В финале спектакля мы узнаем под новыми, ангельски-белоснежными одеждами и добросовестного Дворника, и сварливую Соседку, и, конечно, всех деток, которые встречались Мальчику на его коротеньком жизненном пути. И в этом – премудрость! Если кто-то не очень нужен своему «ближнему», то все – без исключения! – нужны Христу. Ин суд человеческий, и ин суд Божий. А Бог есть Любовь – вот, в сущности, о чём рассказали маленькие артисты своим спектаклем.
Именно органическое слияние музыки, танца, блестящих костюмов создаёт после спектакля особое «послевкусие», считает преподаватель музыки Дома ребёнка № 25 Г.Ю. Веселовская. Это первое впечатление «улеглось и осталось во мне… ощущением возвышенности, чистоты, света и какой-то особой нежности», - поделилась с нами Галина Юрьевна своими переживаниями.…Но поняли ли это хорошенько зрители – вот что нас интересовало больше всего, тем более что спектакль отличался некоторой недосказанностью и аллегоричностью. В свое время мы много думали о том, например, уместна ли вообще тема смерти в детской рождественской постановке – и средства были избраны соответствующие. О судьбе Мальчика говорила Музыка…
А директор Детского дома №9 Алевтина Григорьевна Савицкая утверждает, что главное достижение студии – естественность игры на сцене маленьких артистов, «происходящая от их эмоций, от их сознания». Поэтому даже серьёзность темы не мешает спектаклю быть очень доступным для детского понимания.
Ну, а что же сами дети, о которых столько говорилось в этот день? После спектакля батюшка не утерпел и поймал одного из малышей – местного жителя, который, возможно, и храм-то издалека только видел. Задал ему сакраментальный вопрос – куда же всё-таки ушёл Мальчик? Удивление в ответ. «Вы что, не поняли разве?» - и как маленькому объяснил: «К Богу, конечно!» И важно зашагал мужичок с ноготок – обдумывать свое житьё, вероятно…
январь 2005 года
Посмотреть видеозапись спектакля "Мальчик у Христа на ёлке"
Чтобы увеличить нажмите на изображение
В нашем храме
проводятся:
Исповедальные беседы духовенством
во время исповеди
Огласительные беседы катехизаторами
каждые пятницу и воскресенье
после вечернего Богослужения
с 18:30 до 19:30
Дому социального обслуживания "Чертаново" требуются волонтеры
тел. 8 (963) 771-57-84
Подробнее...