Взгляд, устремлённый в Небо

 Взгляд, устремленный в небо

«…И ещё я весне благодарен за Отчизну, что всё же живёт. И за то, что однажды в апреле Гагарин совершил свой высокий полёт»!

Круглая апрельская дата выпадает на понедельник – из тех, что накрепко впечатываются в мировую историю, без права пересмотра.

Если задаться целью вылепить идеальный тип русского человека во всей его широте и непостижимой совокупности ярчайших качеств – получится он. Русский лётчик Юра Гагарин, 12 апреля 1961 года открывший новую эру человеческой цивилизации. Через 16 лет после опустошительной войны, в условиях «железного занавеса», устроенного недавними союзниками, великой усталости всего народа и тотального дефицита ресурсов.

Вряд ли такое стало бы реальностью без жёсткого планового управления социалистического образца, признаем честно. Поставить цель и сконцентрировать все силы огромной страны на достижении этой цели можно было в СССР, и совсем невозможно в современной России. Но  управление и технология всегда опирается на творческую мысль, обязательно философски, мировоззренчески окрашенную. Вся европейская философия научила нас думать, что человек – центр мира, а центр человека – это его «я».

Русский гений коренится в глубинах национальной культуры и веры, но устремлён всегда в небо. На земле ему слищком тесно. Границы, отделяющие «я» русского человека от всего космоса, - только досадное препятствие на пути дальнейшей духовной эволюции. Прямые предшественники дерзновенных советских ракетчиков – русские философы-космисты. Ярчайший из них, К. Э. Циолковский – всемирно признанный теоретик межпланетных полётов и родоначальник всей современной космонавтики, не был, однако, первооткрывателем идеи жизни вне земного притяжения.

В России литературный сюжет на эту тему впервые использовал В.А. Левшин. В 1784 году появилась его утопия «Новейшее путешествие, сочиненное в городе Белеве». Чуть позже в калужском журнале «Урания» 1804 года излагались идеи о том, что человек «входит во все права Гражданина Вселенной. Земля, его отечество, становится только одной из нераздробленных точек, коими усеяна бездна». Столетие спустя назовёт себя «Гражданином Вселенной» К.Э. Циолковский.

Утопический роман В.Ф. Одоевского «… 4338-й год. Петербургские письма» был написан в конце 30-х годов XIX века. Его «космическая идея» состоит в том, что русским летать по воздуху то же, что другим народам ездить по железной дороге. Потому что – велика Россия! Расстояния у нас - космические. В будущем люди приобретут полную власть над природой, изменят климат, начнут управлять движениями воздушных масс, обживут Луну, решат проблему народонаселения и, самое главное, выйдут в космос.

Во второй половине XIX века эти идеи привлекут внимание А.В. Сухово-Кобылина и Н.Ф. Фёдорова. В 1883 году появится «Свободное пространство» К.Э. Циолковского.

Русский космизм тем и отличен от всяких других космизмов, что космос в нём предстаёт в изначальном смысле слова «вселенная», то есть как дом, в который ещё надо вселиться. Но не поодиночке, а всем миром. Русский космизм – это не история астрономии в России, не истолкование народных представлений о «падающих звёздах», как о летающих ангелах. Русский космизм расширяет и преобразует то, что А. П. Афанасьев называл «поэтическим воззрением славян на природу».

Юрий Гагарин, переживший цепь нештатных ситуаций в полёте, каждая из которых могла закончиться трагически, изначала трезво осознававший степень риска, всё равно восторженно и даже поэтически описывает красоту Божьего мира, открывшуюся ему из иллюминатора. В какой-то момент эстетическое восприятие им Вселенной, этого общего дома человечества, превалирует над рациональным, и даже над чувством опасности.

Гагарин – живое воплощение запредельной мечты русских космистов. «Советским» он так и не стал. Причина внезапной гибели первого космонавта и сейчас ещё не подтверждена в открытых источниках. Может, всё дело в том, что не получилось сделать из него рупора государственного атеизма?

Современникам хорошо известна была бескомпромиссность героя в вопросах совести. Кто знает, о чём беседовал он с наместником Троице-Сергиевой лавры в 1964 году. Боялся ли он чего-либо, выступая в декабре 1965 года на трибуне пленума ЦК ВЛКСМ с призывом восстановить храм Христа Спасителя?

Многие решились бы, как Юрий Гагарин в 1966 году, отказаться подписать антирелигиозное обращение советских космонавтов «Юным атеистам-ленинцам Страны Советов»?

Помяни, Церковь русская, простого деревенского мальчика-работягу с княжеским именем и фамилией, и поистине царским крестом, который он всю свою недлинную жизнь добросовестно нёс за всю Россию, примиряя с ней врагов, завоёвывая для неё славу.

Космонавт Алексей Леонов опубликовал своё примечательное открытие среди бумаг К. Э. Циолковского.

«Отец космонавтики» пророчески писал в 1935 году: «Я свободно представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и полетевшего в межпланетное пространство. И я могу без труда обрисовать его. Он русский, гражданин Советского Союза, по профессии, скорее всего, летчик. У него отвага умная, лишенная духовного безрассудства. Представляю его открытое русское лицо, голубые глаза сокола».

 

Пожертвование

ХРАМ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ В ЧЕРТАНОВЕ НУЖДАЕТСЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ УБОРЩИЦЕ

За справками просьба обращаться к Татьяне Алексеевне:
8 (963) 770-76-22

Поступление в
Николо-Угрешскую
семинарию

Поступление в Николо-Угрешскую семинарию
Поступление в Николо-Угрешскую семинарию